85-летие Лётно-испытательной станции (ЛИС) КнААЗ

Моторно-испытательная станция КнААЗ, подготовка к «гонке» двигателя.В апреле 2021 года одно из ведущих подразделений Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А.Гагарина – Летно-испытательная станция (ЛИС) отмечает свое 85 летие.
ЛИС – заключительное звено в сложной производственно-технологической цепочке завода. Именно здесь созданный на КнААЗ самолёт после первого испытательного полёта получает прописку в небе.
18 июля 1934 года был заложен первый камень в фундамент главного механического корпуса будущего авиационного завода № 126. Уже в мае 1936 года с заводского аэродрома поднялся первенец – самолёт Р-6 (АНТ-7) — многоцелевой самолет (разведчик, трехместный истребитель дальнего сопровождения, бомбардировщик и торпедоносец). И в июле того же года первый лётчик-испытатель завода А.Милов совершил на нем перелет в Хабаровск с рапортом о готовности предприятия к производству авиационной техники.
Приказом №291 от 15 апреля 1939 года по заводу 126 ЛИС был реорганизован в цех №21. Его начальником стал А.И.Резанов.
В полную силу ЛИС заявил о себе в годы Великой Отечественной войны. Тогда с самых первых дней в чрезвычайно тяжёлых условиях вся работа была перестроена на военный лад.
ЛИС завода №126 провёл испытания и отправил на фронт свыше 2700 боевых машин Ил-4. Самоотверженно днем и ночью их испытывали летчики: Д.И.Буткин, Б.К.Галицкий, А.Г.Баймасов, П.С.Иванов, Н.С.Гаврицкий.
2 июня 1947 года был поднят в воздух первый транспортный Ли-2 комсомольской сборки. А в 1949 году завод приступил к выпуску современной реактивной техники – истребителей МиГ-15. Проверяли в воздухе боевые машины летчики-испытатели: И.Б.Чабдаров, Л.Е.Кораблёв, Г.И.Байков, В.И.Афанасьев, Е.К.Кукушев, Л.М.Глезер. В период с 1950 по 1958 годы было изготовлено и отправлено в эксплуатирующие организации более 800 самолётов МиГ-15 и свыше 2000 машин МиГ-17 различных модификаций.
С 1956 года начался многолетний период плодотворного сотрудничества коллектива завода с ОКБ Сухого. Завод начал осваивать производство сверхзвукового истребителя Су-7. Его истребительно-бомбардировочные варианты Су-7Б и семейство Су-17 поднимали в воздух летчики-испытатели: Ю.А.Андреев, Н.А.Калашников, А.М.Целков, П.К.Киричук, С.В.Пырков, Ю.А.Эйсмонт.
Начало 80-х отмечено выпуском одного из лучших в мире истребителей 4-го поколения Су-27. Первым из заводских лётчиков-испытателей серийный образец Су-27 2 июня 1982 г. поднял в воздух Г.М.Матвеенко. С максимальной самоотдачей, проявляя творческую инициативу и чувство высокой ответственности, работали все наземные службы цеха, связанные с обеспечением лётных испытаний новейшего самолёта, а также пилоты серийных машин: О.В.Жуков, Г.Н.Шаповал, Е.Г.Ревунов, Ф.И.Григорьев, В.М.Мартюшов, А.А.Сальник, В.Д.Остренко. Надо отметить, что в Комсомольске-на-Амуре начинали свой испытательный путь Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР А.Н.Квочур и Герой Российской Федерации, Заслуженный летчик-испытатель РФ В.Ю.Аверьянов.
В тяжёлые 1990-е коллектив ЛИСа не потерял, а наоборот приумножил тот профессиональный потенциал, который был заложен предыдущим поколением. Именно в эти годы на предприятии начался плановый ремонт ранее выпущенных самолётов типа Су-27.
17 февраля 1990 года начались летные испытания первого серийного самолета корабельной модификации Су-27К (Су-33), способного базироваться на тяжелом авианесущем крейсере.
19 мая 1999 года с аэродрома «Дзёмги», благодаря активной работе всего коллектива предприятия, впервые поднялся в воздух новый двухместный истребитель Су-30МК. Глубокая модернизация бортового оборудования и систем самолёта потребовали от лётного и инженерно-технического состава в кратчайшие сроки освоить самые современные научно-технические разработки. Испытания первых серийных образцов выполнялись одновременно с проведением специальных лётных испытаний на базах ЛИИ и ГЛИЦ.
При этом многие конструктивные недостатки выявлялись и устранялись именно специалистами ЛИС, по рекомендациям которых затем выполнялись доработки самолётов в КБ.
Благодаря профессионализму специалистов ЛИС также в кратчайшие сроки выполнена модернизация и проведены успешные испытания самолётов Су-27СМ и Су-27СМ(3). В этом большая заслуга лётчиков: А.В.Пуленко, А.Н.Демченко, В.А.Губера, П.Ю.Тараканова.
19 мая 2008 года с заводского аэродрома взлетел первый SSJ-100.
19 февраля 2008 года в небо был поднят новый многоцелевой истребитель поколения «4++» – Су-35С. Это событие послужило началом следующего этапа в развитии коллектива лётно-испытательной станции. Специалистами ЛИСа были отработаны и переданы в эксплуатирующие организации более сотни Су-35С, в т.ч. 8 в пилотажную группу «Русские витязи». При проведении испытаний с наилучшей стороны показало себя молодое поколение лётчиков-испытателей ЛИС: И.Г.Кругликов, С.А.Китаев.
29 января 2010 года со взлётно-посадочной полосы предприятия впервые поднялся в воздух самолёт 5-го поколения – ПАК ФА (Т-50). 3 марта 2011 года взлетел второй опытный образец, а в январе 2021 года первый серийный Су-57 передан Вооруженным силам России. В успешной реализации данной перспективной программы производства летательных аппаратов велика роль и специалистов ЛИСа.
Подводя итог 85-летней работы коллектива лётно-испытательной станции, стоит отметить, что на всех этапах своего развития, он с высокой ответственностью выполнял и выполняет все порученные задания. В разные периоды ЛИС возглавляли: А.П.Анохин, А.Сафронтьев, А.Я.Слуцкий, А.И.Резанов, В.И.Верещака, А.Г.Зусман, И.Н.Тягний, В.С.Семёнов, А.И.Галкин, И.Х.Супонецкий, А.А.Аржанов, В.Т.Артеменко, В.П.Бережной, В.Г.Куценко, В.А.Грешников, В.И.Постников, Н.Т.Бравилов, И.Н.Финько, В.В.Сазонов, Ю.Г.Чеботарь, С.Б.Ташлыков, А.Н.Буркалов, М.Ю.Чипизубов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *