Ту-160 «Михаил Громов»

Серийный номер 7-01, бортовой номер «01 красный».
Выпущен в декабре 1991 года.
В 1999 году назван в честь советского летчика-испытателя (1899-1985), совершившего в 1930-е годы ряд рекордных перелетов, в годы Великой Отечественной войны командовавшего воздушными армиями, Героя Советского Союза(28.09.1934), генерал-полковника авиации.
Потерпел катастрофу 18 сентября 2003 году — взрыв топливных баков после пожара двигателей, экипаж погиб.
Михаил Михайлович Громов с 1924 года служил лётчиком-испытателем в Научно-испытательном институте ВВС (НИИ ВВС). Выполнил первый полёт и провёл испытания У-2 (По-2) (1927), И-4 (1927), И-3 (1928), И-4бис (1928), АНТ-9 (1929), Р-6 (1929). Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию. 23 июня 1927 при испытаниях И-1 на штопор впервые в стране выполнил вынужденный прыжок с парашютом из самолёта.
В 1930-1941 — лётчик-испытатель ЦАГИ. В 1940-1941- начальник Научно-технической группы НКАП. Выполнил первый полёт и провёл испытания Р-7 (1930), И-8 (1930), ТБ-3 (1930), АНТ-14 (1931), АНТ-25 (1933), ТБ-4 (1933), АНТ-20 (1934), АНТ-35 (1936), Пе-8 (1936), БОК-15(1939).
10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот – А.И.Филин, штурман – И.Т.Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту – 12.411 км за 75 часов.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю М.М.Громову 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №8.
12-14 июля 1937 года на самолёте АНТ-25 совершил беспосадочный перелёт (второй пилот — А.Б.Юмашев, штурман — С.А.Данилин) по маршруту Москва–Северный полюс–Сан-Джасинто (США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полёта (из них 1 — абсолютный).
С марта по август 1941 года – начальник Лётно-исследовательского института. Участвовал в облётах УТ-2 на воздушной подушке, Me-109, Г-28 «Кречет».
Участник Великой Отечественной войны: в декабре 1941 года — феврале 1942 года – командир 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт); командующий ВВС Калининского фронта (февраль-май 1942 года); командующий 3-й (май 1942 года — май 1943 года) и 1-й воздушными армиями (май 1943 года — июнь 1944 года). В 1944-1946 годах – начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.
В 1946-1949 годах – заместитель командующего Дальней авиацией. В 1949-1955 годах – начальник Управления лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР. С августа 1955 года – в запасе.
В 1959-1961 годах – председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР.
Жил в городе Москва. Скончался 22 января 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён 4 орденами Ленина (1934, 1945, 1969, 1984), орденом Октябрьской Революции (1979), 4 орденами Красного Знамени (1925, 1937, 1944, 1948), орденами Суворова 2-й степени (1943), Отечественной войны 1-й степени (1942), 3 орденами Красной Звезды (1932, 1933, 1967), медалями, иностранными наградами. Удостоен медали де Лаво (ФАИ) (1937).
Его именем названа улица в Москве и площадь в городе Жуковский Московской области. На доме, где он жил в Москве, и на здании в городе Жуковский, в котором он работал, установлены мемориальные доски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *