Ту-160 «Николай Кузнецов»

Ту-160 «Николай Кузнецов»Серийный номер 6-01, бортовой номер «10 красный», RF-94100.
Выпущен в 1990 году. С 1991 года передан в ВВС СССР — 184-й гв ТБАП (Прилуки). В 1999 г. передан России (первый перебазированный из Прилук в Энгельс).
В 2008 году назван в честь советского конструктора (1911-1995), занимавшегося созданием авиационных и ракетных двигателей (в том числе НК-32, установленных на Ту-160). Был главным конструктором Уфимского авиазавода, с 1949 года возглавлял Государственный союзный опытный завод № 2 (ныне — носящее его имя ПАО «Кузнецов», Самара). Дважды Герой Социалистического Труда, действительный член АН СССР и РАН.
Николай Дмитриевич Кузнецов в декабре 1930 года поступил на вечернее отделение Московского авиационного техникума имени Н.Н.Годовикова. В 1931 году перевёлся на вечернее отделение техникума, днём работал слесарем-сборщиком авиамоторного завода № 24 в Москве, с июня 1932 года — нормировщиком слесарно-сборочного цеха авиационного завода № 32 в Москве.
В 1938 году окончил воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского, Оставлен в адъюнктуре академии. В апреле 1941 года блестяще защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
В начале Великой Отечественной войны оставлен в академии, преподаватель курсов переподготовки авиационных техников запаса, в октябре 1941 года эвакуирован с академией в Свердловск. В период с июля по сентябрь 1942 года — на фронте Великой Отечественной войны, старший инженер 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии на Северо-Западном фронте (в порядке стажировки).Н.Д.Кузнецов
В октябре 1942 года отозван с фронта и назначен парторгом ЦК ВКП(б) в Особое конструкторское бюро на Уфимском авиационном заводе № 26, возглавляемое главным конструкторов В.Я.Климовым. В сентябре 1943 года по ходатайству Климова назначен первым заместителем главного конструктора в этом же конструкторском бюро. С 1 июля 1946 года — в должности главного конструктора ОКБ авиационного завода № 29 в Уфе.
С 1949 — главный конструктор (с 1956 — генеральный конструктор) Государственного союзного опытного завода № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве (ныне Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д.Кузнецова).
Под его руководством было создано 57 типов оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения (в том числе для Ту-95, Ту-114, Ту-144, Ту-154, Ту-160, Ан-22, Ил-62) и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов (в том числе для лунной программы Советского Союза), а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов, в том числе: РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2, НК-4, НК-14А, первый отечественный двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, НК-12, НК-22, НК-25, НК-26, НК-32, НК-34, НК-44, НК-56, НК-62, НК-64, НК-86, НК-93, НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114НК-144, НК-321, НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель НК-38СТ и НК-40СТ и многие другие.
За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Кузнецову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Большое внимание уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни являлся председателем научного Совета по надёжности АН СССР (АН РФ).
За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1981 года Кузнецову повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот».
Также являлся заведующим кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (1969-1978), научным руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте имени С.П.Королева (ныне Самарский государственный аэрокосмический университет).
В посёлке городского типа Управленческий Красноглинского района Самары благодаря усилиям Н.Д.Кузнецова создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк. Открыт филиал Самарского государственного аэрокосмического университета имени С.П.Королева.
Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1968). Член-корреспондент АН СССР (1968), действительный член АН СССР (1974). Доктор технических наук, профессор (1960), почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета имени С.П.Королева.
Лауреат Ленинской премии (1956), лауреат премии Совета Министров СССР (1984).
Награждён пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, пятнадцатью медалями.
Почётный гражданин города Куйбышев (с 1991 — Самара, 17.06.1982). На пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной в Самаре в сквере установлен бронзовый бюст (1982).
В его честь названы Самарский научно-технических комплекс (ранее Государственный союзный опытный завод № 2, Завод № 276, Куйбышевский моторный завод, Куйбышевское научно-производственное объединение «Труд»), серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов), стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 10, базирующийся на авиабазе в Энгельсе Саратовской области (9 августа 2008 года), МОУ Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 10 Самары.
В посёлке городского типа Управленческий Красноглинского района Самары, на доме № 2 по улице Симферопольской, где жил Н.Д.Кузнецов, 31 июля 2001 года открыта мемориальная доска. 25 июня 2001 года там же торжественно открыт памятник. 19 июня 2001 года улица Производственная переименована в улицу имени Академика Н.Д.Кузнецова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.