Ту-160 «Павел Таран»

Ту-160 «Павел Таран»Серийный номер 7-03, бортовой номер «3 красный», RF-94101.
Выпущен в 1992 году.
В 2002 году назван в в честь советского летчика (1916-2005) бомбардировочной авиации, участника Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации, в 1970-1980-е годы — ведущего конструктора Московского машиностроительного завода «Опыт» (ОКБ Туполева).
Павел Андреевич Таран после окончания Качинской военной авиационной школы лётчиков служил в ВВС лётчиком 50-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (в Ленинградском военном округе). С июня 1939 – лётчик 35-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (станция Сиверская).
Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – лётчик 35-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Совершил несколько боевых вылетов на бомбардировщике СБ.
С апреля 1940 – командир звена 81-го дальнебомбардировочного авиационного полка (город Новочеркасск Ростовской области). Летал на бомбардировщике Ил-4.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – апреле 1944 – командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 81-го дальнебомбардировочного авиационного полка (с августа 1942 года – 5-го гвардейского авиационного полка дальнего действия). Участвовал в оборонительных боях на Украине и Донбассе, битве за Кавказ, освобождении Кубани, Курской битве, освобождении Южной Украины и снятии блокады Ленинграда.
В 1941 году его самолёт был сбит, лётчик спасся на парашюте. В 1942 году был легко ранен в голову при налёте авиации противника на аэродром.П.А.Таран
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года старшему лейтенанту Тарану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, дающие право на получение звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года гвардии майор Таран награждён второй медалью «Золотая Звезда».
В июле 1944 – апреле 1945 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 6-го авиационного корпуса дальнего действия, с апреля 1945 – командир 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Участвовал в Белорусской, Львовско-Сандомирской, Прибалтийской, Кёнигсбергской и Берлинской операциях.
Всего за время войны совершил 356 боевых вылетов (из них 316 – ночью) на бомбардировщике Ил-4 для нанесения бомбовых ударов по живой силе и технике противника, а также по объектам в глубоком тылу врага.
После войны до апреля 1946 года продолжал командовать 240-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком (в Северной группе войск, Польша). Летал на бомбардировщике Ил-4.
Затем служил в Дальней авиации: с декабря 1946 – командиром авиаэскадрильи 199-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (город Умань Киевской области, Украина), в марте 1948 – мае 1951 – лётчиком-инспектором по технике пилотирования 4-го (с января 1949 года – 81-го) гвардейского авиационного корпуса (город Винница, Украина), в мае 1951 – декабре 1954 – командиром 251-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (город Борисполь Киевской области, Украина). Летал на бомбардировщиках В-25 «Митчелл» и Ту-4.
С декабря 1954 – заместитель командира, а в июле 1955 – ноябре 1956 – командир 15-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии (аэродром Озёрное, город Житомир, Украина). Летал на бомбардировщике Ту-4.
В декабре 1958 года окончил Военную академию Генерального штаба. В декабре 1958 – ноябре 1959 – командир 79-й тяжёлобомбардировочной авиационной дивизии (посёлок Чаган Восточно-Казахстанской области, Казахстан). Летал на бомбардировщике Ту-95.
В ноябре 1959 – июле 1960 – заместитель командующего по боевой подготовке, а в июле – октябре 1960 – заместитель начальника штаба 5-й воздушной армии Дальней авиации (г.Благовещенск Амурской области).
С октября 1960 года служил в Главном оперативном управлении Генерального штаба ВС СССР: начальником отдела Дальней авиации Управления Ракетных войск (октябрь 1960 – март 1964), начальником направления (март – июнь 1964), заместителем начальника (июнь 1964 – декабрь 1969) и начальником Управления противовоздушной обороны и авиации (декабрь 1969 – февраль 1976), начальником 4-го Управления (февраль 1976 – февраль 1979). С мая 1979 года генерал-лейтенант авиации П.А.Таран – в запасе.
В сентябре 1979 – январе 1984 года работал ведущим конструктором в ОКБ имени А.Н.Туполева.
Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими медалями; монгольским орденом «Полярная Звезда», орденом «За заслуги перед Отечеством» в бронзе и другими иностранными наградами.
Почётный гражданин города Новочеркасск (Ростовская область; 1981).
Бронзовый бюст П.А.Тарана установлен в селе Шолохово, а в городе Никополь на мемориале – памятная плита. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

1 комментарий для “Ту-160 «Павел Таран»

  1. Ирина Павловна Кулакова (ур.Таран)

    Я — дочь Павла Андреевича Таран.
    — благодарю за точную информацию о моем отце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *