Несомненно, главным событием этой недели для отечественной авиапромышленности стало долгожданное начало летных испытаний модифицированного регионального (ближнемагистрального) реактивного пассажирского самолета SJ-100 (ранее именовался SSJ-NEW, сертификационное обозначение – RRJ-95NEW-100). Первый опытный летный образец машины с заводским номером 97001 (бортовой регистрационный номер – 97021), на котором в отличие от ранее выпускавшихся региональных лайнеров SSJ100 используются бортовые системы и комплектующие отечественного производства, впервые поднялся в воздух с аэродрома в Комсомольске-на-Амуре, где располагается Производственный центр ПАО «Яковлев», около полудня по местному времени в этот вторник, 29 августа.
Пилотировал самолет командир воздушного судна – командир летного отряда, летчик-испытатель 1 класса Леонид Чикунов и второй пилот – заместитель начальника ЛИК по летной работе, начальник летной службы, старший летчик-испытатель, летчик-испытатель 1 класса Дмитрий Деменёв; в состав экипажа входил также бортовой оператор – ведущий инженер по летным испытаниям, бортовой оператор 1 класса Денис Велижанин. По данным ОАК, первый полет продолжался 54 минуты и проходил на высотах до 3000 м со скоростью до 343 км/ч. «В соответствии с полетным заданием экипаж выполнил проверку характеристик устойчивости и управляемости самолета в воздухе, проверку системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвел «посадку на облако» и заход на посадку с уходом на второй круг», – уточнили в корпорации.
Напомним, работы по импортозамещенной версии «Суперджета» с доработанной конструкцией планера, новыми российскими двигателями ПД-8 и бортовыми системами исключительно отечественного производства были начаты в 2018 году, но с прошлой весны, после введения западных санкций, серьезно ускорились. Была поставлена задача сертифицировать модифицированный таким образом самолет и обеспечить начало его серийных поставок к концу 2023 года. Для этого в постройку в Комсомольске-на-Амуре заложили два опытных летных образца машины, а также планеры для ресурсных и статических испытаний.
Первым был изготовлен планер ресурсного экземпляра (97002), перевезенный в Жуковский для испытаний в ЦАГИ в конце июля 2022 года. Следом в августе прошлого года на сборку поступил первый летный образец (97001), в конце ноября – второй (97003), а в декабре – планер для сертификационных статических испытаний в СибНИА (его отправили в Новосибирск в начале января 2023 года). Для ускорения процесса сертификации было принято решение первый летный экземпляр самолета оснастить применявшимися на SSJ100 двигателями SaM146, а полностью импортозамещенную комплектацию, с новыми отечественными ТРДД типа ПД-8, получит второй летный образец машины (97003). При этом для опережающих испытаний новых двигателей ПД-8 решено подключить к программе еще один опытный самолет, который готовится на базе серийного SSJ100 №95157 (бортовой номер 97012).
Сборка первого летного образца SJ-100 завершилась в Производственном центре ПАО «Яковлев» (тогда еще корпорации «Иркут») в Комсомольске-на-Амуре нынешней весной, в апреле–мае он прошел частотные испытания, а с 1 июня на нем начались наземные отработки в рамках подготовки к летным испытаниям. 11 июня состоялась выкатка самолета из сборочного цеха для проверки герметичности топливной системы. Дальнейшие работы, включавшие опробование всех бортовых систем и первые запуски двигателей, продолжались как в цеховых условиях, так и на открытой площадке ЛИС. Затем были выполнены первые рулежки, а в четверг 24 августа состоялась скоростная пробежка по ВПП с поднятием передней стойки шасси. На следующий день собрался научно-технический совет, который на основании всех проведенных наземных отработок и испытаний выдал разрешение на первый вылет. Наконец, 29 августа в 12.03 по местному времени (в Москве было 5.03 утра) новый самолет впервые поднялся в воздух.