Авиамузей в Сафоново

СафоновоНедавно мир отпраздновал столетие первого управляемого полета — одного из самых выдающихся событий XX века. То, что тогда казалось пригодным только для шоу, превратилось в неотъемлемую часть жизнедеятельности человечества. На этом пути было разработано великое множество летательных аппаратов, воплотивших в себя гениальные изобретения и открытия.
Поэтому в мире так трепетно относятся к сохранению оставшихся нам от прошлого образцов техники. С созданием и применением некоторых связаны исторические события и легенды. Многие из них можно воскресить в памяти, побывав в авиационных музеях. Мы постараемся вам в этом помочь.

Во всем мире, особенно в странах с богатой авиационной историей, бережно сохраняется память о развитии авиации, ее выдающихся представителях. К примеру, только в Великобритании насчитывается 70 больших и малых авиамузеев, в которых экспонируется свыше 1100 летательных аппаратов.
Существуют подобные музеи и в России и, хотя их количество невелико, не всегда они доступны широкой
публике, тем не менее собранная в них авиатехника и документы наглядно отражают огромный вклад российской авиационной мысли в развитие мировой авиации.
Один из таких музеев находится в поселке Сафоново на Кольском полуострове, недалеко от главной базы Северного Флота России — Североморска. Музей расположен в легендарном месте, именно здесь зарождалась
авиация молодого Северного Флота.
17 сентября 1936 г. в Мурманск прибывает эшелон, в его составе 38 чел. (7-е отдельное авиазвено, командует им ст. л-т Степанов). Это звено и положило начало морской военной авиации СФ. Хотя к этому времени уже был накоплен некоторый опыт полетов в Заполярье, прибывшим из Ленинграда летчикам предстояла нелегкая задача: «акклиматизировать» боевую авиацию и освоить районы Крайнего Севера. В распоряжении авиаторов были три гидросамолета МБР-2 (конструкции Бериева). Необходимо было выбрать удобное место для строительства аэродрома, поскольку гидросамолеты применялись только с воды. Свой выбор остановили на Губе Грязной, именно здесь и расположен сейчас музей.
Вскоре из Белорусского военного округа прибывают две истребительные эскадрильи (И-16, И-153) и одна бомбардировочная (СБ-2). В ноябре авиация СФ оформилась в ВВС СФ, первым командующим был назначен генерал-майор авиации А.А. Кузнецов, активный участник боев в Испании.
С началом Великой Отечественной войны летчикисевероморцы встали на защиту Родины. Первый фашистский самолет был сбит Борисом Сафоновым, в последующем — прославленным асом. Он одерживал одну победу за другой, оттачивая свое боевое мастерство.
Памятен бой 7 советских самолетов против 52 фашистских. Сафоновцы сбили в этом бою 13 самолетов, не потеряв ни одного своего. Борис Сафонов в этом бою увеличивает свой счет еще на 3 самолета и 16 сентября 1941 г. он становится Героем Советского Союза — первым летчиком-героем в Заполярье. На  его счету 14 сбитых самолетов, счет его эскадрильи — 49:0. Полк становится Гвардейским, а Сафонов — его командиром. 30 мая 1942 г. он погибает при защите и проводке конвоя PQ-16. 14 мая 1942 г. приходит указ о награждении его второй медалью Золотая Звезда и он становится первым дважды Героем в Великой Отечественной войне.
В этом небольшом материале трудно полно рассказать о героических делах летчиков-североморцев в годы
войны, об освоении реактивной авиации в послевоенные годы, о развитии современной авиации СФ.
Героем мирного времени Ю.А. Гагариным, авиаторы Заполярья гордятся по праву. Именно здесь он начал
свою службу летчиком-истребителем и отсюда уехал в Звездный городок. В музее, рядом с ангаром стоит финский домик, в котором жил Гагарин, а на стеле — истребитель МиГ-15.
Залы и экспонаты музея последовательно отражают путь зарождения и становления авиации СФ. Здесь широко представлены личные вещи, награды летчиков-североморцев, документы и фотографии, свидетельствующие о событиях почти 70-летней истории авиации СФ.
Музей был открыт 20 августа 1976 г. — в год 40-летия создания авиации Северного Флота. Фонды музея постоянно пополняются и он представляет большой интерес для людей, интересующихся авиацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *