Бизнес наступает на реликвии (ОКБ Яковлева)

Предание забвению, а порой и уничтожение памятников прошлого, похоже, прочно входит в нашу жизнь. Недавно распилили на металлолом первый межконтинентальный авиалайнер Ту-114, несколько десятилетий украшавший площадь перед зданием аэропорта Домодедово, несколько раз «заносили руку» на Ту-144, а в октябре бизнесмены разделались с помещением музея ОКБ имени А.С.Яковлева, которое ушло с молотка. Основная причина: погоня за барышами при безудержном росте стоимости офисной площади.
Экспонаты единственного в стране музея авиапредприятия, где были собраны натурные летательные аппараты, переехали в подмосковное Архангельское, в Музей техники Вадима Задорожного, в соответствии с договором об ответственном хранении.

ОКБ имени А.С. Яковлева, — чье 80-летие предприятия будет отмечаться в следующем году — рассталось с уникальным собранием самолетов. Инициатором его создания, как, впрочем, и опытного конструкторского бюро, был Александр Сергеевич Яковлев, сумевший сохранить для потомков уникальные самолеты АИР-1, УТ-1, УТ-2, Як-3, Як-9, Як-11, первый реактивный истребитель Як-15, везделет Як-12М, Як-18 и его пассажирский вариант Як-18Т, вертикально взлетающие Як-36 и Як-38М, дистанционно пилотируемый аппарат «Пчела». И если самолеты Як-12, Як-18Т и Як-38 еще можно встретить на просторах нашей Родины, то необходимо приложить все усилия, чтобы другие раритеты не ушли за рубеж, как это случилось с Як-3 и Ла-11.
Творческая деятельность А.С.Яковлева началась с создания планеров, когда он был еще слушателем Военно-воздушной академии имени проф.Н.Е. Жуковского, а первым его самолетом стал АИР-1. Подлинник этой машины до наших дней не дошел, но в музее на почетном месте находилась его тщательно изготовленная копия. Среди экспонатов музея есть и «школьная парта» советских летчиков — самолет УТ-2. Многие были недовольны этой машиной за строгость в пилотировании, но зато как легко летчики пересаживались с УТ-2 на боевой И-16!
Подлинными образцами боевой техники периода Великой Отечественной войны были истребители Як-9 Героя Советского Союза И.И.Клещева и Як-3, приобретенный на деньги колхозника Ферапонта Головатого. Як-3 ушел из нашей страны на выставку в Сан-Франциско и, похоже, «с концами». Хочется верить, что найдутся пути вернуть Як-3 на Родину.
Хорошо хоть сохранился Як-9, и остается надеяться, что эта боевая машина не «уйдет» за рубеж за большие деньги в чью-то частную коллекцию.
Среди экспонатов музея было и немало моделей летательных аппаратов, созданных под руководством А.С.Яковлева, в том числе и огромного вертолета, «летающего вагона» Як-24. В его чреве могли размещаться автомобили и артиллерийские орудия весом до четырех тонн. Ничего подобно в мире в начале 1950-х годов не было!
«Ушли» из Москвы и двигатели М-11, ВК-105, АИ-14 и АИ-25.
Остается надеяться, что экспозиция музея в Архангельском продолжит служение своему народу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *