История музея военно-воздушных сил бундесвера на аэродроме Гатов, в западной части Берлина, началась в начале 1990-х годов, вскоре после объединения Германии, когда было принято решение разместить здесь экспозицию крупнейшего авиамузея страны. И уже с 1995 года он открыл свои двери для посетителей.
Краткая история этого аэродрома такова. С 1935-го по 1945 год здесь проходили подготовку офицеры люфтваффе нацистской Германии. После ее разгрома и раздела на восточную и западную части оккупации, на аэродроме Гатов, в западной части Берлина, разместились подразделения Королевских ВВС Великобритании. Во время берлинского кризиса 1948-1949 годов, в период блокады города, был организован «воздушный мост», и этот аэродром стал основной перевалочной базой для доставки населению западного Берлина гуманитарной помощи. Ежедневно десятки транспортных самолетов совершали здесь посадку и после разгрузки сразу взлетали, освобождая место другим самолетам.
В начале 1990-х Берлин снова стал столицей объединенной Германии и после почти пятидесятилетнего пребывания здесь английских ВВС, аэродром был демилитаризован. Вскоре начались работы по созданию экспозиции музея. Основу (его историческую часть – с момента зарождения авиации) составили экспонаты из музея Гамбурга. Великолепная инфраструктура аэродрома Гатов, не подвергшаяся демонтажу и разрушению, отличное состояние ВПП, рулежных дорожек, позволили разместить здесь огромное количество образцов авиационной техники, как под открытым небом, так и в ангарах. Создать великолепное музейное собрание различных образцов самолетов, вертолетов, вооружения, ракет различного назначения, разнообразных средств ПВО и радиолокационной техники не составило большого труда. Экспонатами музея стали не только многочисленные послевоенные образцы вооружения стран НАТО и ВВС бундесвера, но и практически все типы и модификации самолетов и вертолетов, состоявших на вооружении ВВС Национальной Народной Армии ГДР на момент объединения страны. Именно этот факт определяет уникальность музея в Гатове – только здесь посетители могут увидеть полный спектр авиатехники, которая противостояла друг другу в течение почти полувекового периода.
Под открытым небом на территории музея размещены десятки типов боевых и транспортных самолетов и вертолетов. Экспозиция музея постоянно пополняется и этому способствуют большие, остающиеся пока свободными, пространства аэродрома. Наиболее ценные экспонаты размещены в двух огромных ангарах – под номерами 3 и 7.
Ангар 3 разместил под своей крышей историческую часть экспозиции зарождения и развития военной авиации в Германии, ведущей свое начало с 1884 года. В отдельных павильонах ангара расположены стенды, модели самолетов и дирижаблей, натурные экспонаты, иллюстрирующие периоды Первой мировой войны, создания люфтваффе третьего рейха, зарождения реактивной авиации и, начиная с 1949 года, воссоздания ВВС бундесвера.
Уникальные образцы вооружения, авиамоторов, реактивных двигателей, ракет класса «воздух–воздух», униформы не могут не вызывать интереса у посетителей музея. Среди реальных образцов авиатехники в этом ангаре находятся знаменитый истребитель Мессершмитт Bf109G-6, а рядом – два противника реактивной эры МиГ-21ПФМ и Lockheed F-104G. Необходимо отметить, что в музее имеются в наличии образцы всех модификаций истребителя МиГ-21 состоявших на вооружении ВВС ГДР, а в этом году, в ознаменование 50-летия принятия его на вооружение, первая его модификация – МиГ-21Ф-13 – заняла почетное место на специальной площадке перед ангаром. Недалеко от юбиляра застыли в ряд еще несколько МиГ-21 более поздних модификаций.
В ангаре номер 7, на площади около 3000 м2 находится экспозиция, открытая к полувековому юбилею ВВС бундесвера. Здесь находятся образцы самолетов и вертолетов, последовательно поступавших на вооружение. На 150 стендах и плакатах отражена история создания ВВС ФРГ, представлены образцы различного вооружения, формы одежды и экипировки личного состава, в кинозале можно просмотреть десятки фильмов. Рядом с F-84F, F-104G, F-4G почетное место занимают МиГ-21 и МиГ-29. Последний около 15 лет находился на вооружении ВВС бундесвера.
Как уже упоминалось, музей располагает обширной экспозицией ракетной техники различного назначения, от баллистической ракеты «Першинг 2» и крылатой ракеты наземного базирования «Матадор», до зенитно-ракетных комплексов «Найк-Аякс», «Найк-Геркулес», «Хок» и «Рапира», состоявших в свое время на вооружении бундесвера, так и ЗРК советского производства С-75, С-125 и С-200.
Особенностью музея, определяемой большими пространствами благоустроенной территории, является то, что натурные образцы без особого труда можно постоянно перемещать, формируя тематические стоянки групп самолетов. Экспозиция музея не является застывшей и постоянно пополняется новыми экспонатами.
В.Друшляков
«Авиапанорама» №5-6 2010