Великобритания принадлежит к числу немногих государств, внесших заметный вклад в развитие мировой авиации. Первая мировая война дала мощный импульс развитию авиационных технологий, моторостроению, благодаря чему Англия в начале ХХ века стала одним из лидеров мирового авиастроения. В период между двумя мировыми войнами продолжалось бурное развитие авиации, росли скорости самолетов, совершенствовались моторы. Все это отражено в национальном музее Королевских ВВС в Хендоне.
Еще до начала Второй мировой войны в Англии создали первые газотурбинные двигатели, что позволило разработать и принять на вооружение реактивные истребители «Метеор» и «Вампир», успешно применявшиеся на заключительном этапе войны. После войны эти модифицированные самолеты составили основу ВВС многих стран мира. В области развития гражданского авиастроения Англия также оставалась одним из лидеров, начав эксплуатацию на авиалиниях первого в мире реактивного авиалайнера «Комета».
В области военного самолетостроения последних десятилетий английские конструкторы стали пионерами в создании самолетов вертикального взлета и посадки. Примером тому является истребитель «Харриер», вот уже около сорока лет состоящий на вооружении ряда стран мира.
Великобритания бережно хранит свою авиационную историю и в этой области она также является абсолютным лидером. На территории «Туманного альбиона» находится 70 авиационных музеев, и рядом с 14 из них постоянно проводятся авиашоу. Эти музеи разные — большие и маленькие, государственные и частные, но всех их объединяет одно — отличное содержание, постоянное пополнение экспозиций, большая работа по восстановлению найденных раритетов, в том числе и до летного состояния.
Роль и качество содержания музеев трудно переоценить в популяризации авиационной техники и, как у нас раньше говорили, в воспитании подрастающего поколения.
Одним из «драгоценных камней» в английской авиационной музейной короне является музей Королевских ВВС в Хендоне. Когда-то здесь, в пригороде Лондона, был аэродром, основную площадь которого впоследствии поглотил огромный мегаполис.
Тем не менее, значительную часть бывшего аэродрома с ангарами сохранили и превратили в один из крупнейших авиационных музеев мира, расположенный в десяти минутах ходьбы от станции метро «Колиндейл».
В нем хранится свыше 80 летательных аппаратов. Музей состоит из трех огромных залов. В первом зале представлена экспозиция, в основном, английских самолетов, оставивших заметный след в истории авиации. Это, в частности, истребители «Кэмэл» фирмы «Сопвич» периода Первой мировой войны и первый реактивный «Метеор» компании «Де Хевилленд». К числу этапных машин относится и самолет вертикального взлета и посадки «Хариер».
Во втором зале, под названием «Битва за Британию», — размещены английские, германские и итальянские военные самолеты Второй мировой войны. Среди них истребители «Гладиатор», «Спитфайр», «Темпест», Ме-109, Ме-110 и «Макки», пикирующий бомбардировщик Ю>87, ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2.
В третьем зале «Бомбардировочное командование» экспонируются бомбардировщики, состоявшие на вооружении английских ВВС, в частности «Бленхейм» и «Канберра».
Среди экспонатов музея есть и советский истребитель МиГ-15, но с польскими опознавательными знаками.
Виктор Друшляков
«Авиапанорама» №6 2005