Музей в Варшаве

Як9П был стандартом польской истребительной авиации в течение первой послевоенной пятилеткиМузей Войска Польского находится в самом центре Варшавы – занимает крайнее здание Национальной галереи. Он был основан в 1920 г. Во время Второй мировой войны экспонаты были частично потеряны, но постепенно музей пополнился новыми образцами – их сейчас 250 тысяч.
Военная техника крупных размеров – артиллерия, бронетехника и авиация долгое время размещалась на небольшой площадке рядом с музеем. Уже в 1970-е гг. места для новых экспонатов стало не хватать, и они направлялись в запасник музея в одном из фортов варшавской крепости. В начале 19902х было принято решение превратить запасник в филиал музея. Форт IX «Черняков» находится рядом с дорогой в королевскую резиденцию Виланов (нечто подобное Петродворцу), которую посещают почти все экскурсии. Так что сейчас авиатехнику можно смотреть в двух местах.
Самолеты на выставке – исключительно послевоенного периода (те, что постарше и поценнее, попадают в центральный авиамузей в Кракове). В подавляющем большинстве – советского производства. Среди техники с «военными корнями» есть Як-9П, Пе-2, Ту-2 и Ил-10 – они в музее со времен перевооружения польской авиации на реактивную технику.
Экспозиция реактивной эпохи начинается с Як-23. Есть несколько версий МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-21. Первые два типа производились в Польше под названиями Lim-1 – Lim-6, было построено свыше 1600 боевых машин. Они неоднократно дорабатывались, некоторые получили усиленное шасси со сдвоенными колесами, тормозной парашют и дополнительные узлы подвески. Позже истребители модифицировались в разведчики, легкие штурмовики и дослужили до второй половины 1980-х. Музейный экземпляр МиГ-23МФ является одной из полученных в 1979–1982 гг. Польшей 36 боевых машин этого типа (и 6 «спарок»).
Ил-28 представлен в музее в версии разведчика. Присутствуют истребители-бомбардировщики Су-7БМ/БКЛ и Су-20 (их было в польских ВВС соответственно 99, 44 и 26 шт.). На выставке собраны и спарки: УТИМиГ-15, МиГ-21УС, Су-7УБ. Есть и вертолеты – несколько Ми-2, Ми-8 и Ми-24.
Довольно интересны машины, созданные в Польше. Среди них – серийный учебно-тренировочный самолет TS-8 «Bies» с поршневым двигателем ВН-3 (тоже спроектирован в Польше), реактивные TS-11 «Iskra» и I-22 «Iryda». Последний – несчастливой судьбы: создавался с конца 1970-х, был поднят в воздух в 1986-м, но страдал от слабых двигателей, многократно дорабатывался, сменил трех главных конструкторов, потерпел серию аварий и катастроф и был окончательно забракован ВВС. На заводе в Мельце осталось 17 машин, которые сейчас распродаются. В варшавский музей попала одна из доработанных машин с наплывами поперек (!) остекления кабины.
Кроме авиатехники, есть и вооружение ПВО – пусковые установки комплексов С-75, С-125 (двухбалочная направляющая) и С-125М (четырехбалочная). Есть и пушечно-ракетное вооружение армейской ПВО.
Особенно внушительна коллекция РЛС. На выставке есть почти все радары второго поколения, которые были приняты на вооружение с половины 1960-х гг. К сожалению, нет самых первых польских локаторов, которые успешно дежурили с конца 1950 гг. Новейшей является РЛС 36Д6 – единственная поставленная в Польшу в 1980-х годах. Только постоянные трудности в приобретении запчастей принудили снять ее с боевого дежурства 10 лет тому назад. Такова участь многих изделий советского производства – их выводят из эксплуатации не из-за бесперспективности, а по причине невозможности приобретения запчастей.
Недостаток денег повлиял на состояние авиаэкспонатов – в особо плохом находятся те, которые больше 30 лет простояли на открытом воздухе почти без консервации. По-2 пришлось недавно убрать, остальные машины военных времен нуждаются в полной реконструкции. Гораздо лучше состояние техники, которая попала в музей в 1980-х и позже – была с самого начала законсервирована и подготовлена к длительному пребывании вне ангаров.
В 2006 г. было принято решение перевести весь музей на територию варшавской Александровской крепости, в которой до сих пор находится командование сухопутных войск. На територии одного объекта будут собраны все экспонаты, включая те, для постоянной презентации которых все еще не хватает места. В области авиатехники это послевоенное авиавооружение, двигатели и многочисленные документы. Немалой проблемой может оказаться транспортировка крупномасштабных экспонатов на территорию крепости – через существующие ворота они не пройдут!
Главное здание музея: ул. Аллеи Ерозолимские, 3 и форт ул. Повсинска, 13 доступны со среды до воскресенья с 10 до 16 ч. Вход в форт на открытую площадку и фотографирование – бесплатно.

Т.Шульц
«Авиапанорама» №1 2008

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *