Чем больше в стране граждан, проявляющих гражданское мужество,
тем в меньшем количестве героев она нуждается.
Франка Магнани
Сергей ЛАБОДА, Алена ВЕЛИЧКО
Во многих европейских странах существует такое понятие, явление, как Zivilcourage, которое в переводе с немецкого означает «гражданское мужество». Необходимо отметить, что в разных странах различными экспертами оно трактуется неоднозначно. Но при всем при этом можно выделить и общие моменты.
Гражданское мужество — это прежде всего неравнодушие к проявлениям насилия в обычной будничной жизни, это желание вмешиваться в критические ситуации, это овладение определен¬ными способами поведения в них, ориентация на ненасильственные модели поведения в конфликтных ситуациях. Кампании по распространению идей Zivilcourage очень популярны в последнее время во многих странах Европы. Особенно в Германии, с опытом которой в этом направлении мы познакомились и уже на протяжении длительного времени пытаемся более подробно разобраться в этом явлении, так как считаем, что идеи гражданского мужества очень значимы и актуальны для нашей страны.
История явления Zivilcourage в Германии насчитывает уже почти 150 лет, и первое его упоминание связывается с именем «железного канцлера» Отто фон Бисмарка, который в 1864 году сказал: «Мужество на поле брани считается у нас всеобщим достоянием, но очень часто у нас отсутствует гражданское мужество даже у достойных уважения людей»‘. Под гражданским мужеством Бисмарк понимал «мужество, проявляемое кем-либо при высказывании своего мнения публично без оглядки на возможные последствия со стороны властных структур, начальства и прочих вышестоящих». Таким образом, исторические корни феномена «гражданское мужество» происходят из политического пространства: во времена Бисмарка под ним понималось свободное выражение своего мнения по отношению к произволу со стороны авторитарной бюрократической машины прусского государства и ее репрезентантов. С этимологической точки зрения слово Zivilcourage имеет в себе два основных элемента: Civilis (лат.) — Zivil (франц.) = «гражданский» как антоним к прилагательному «военный/милитаристский» и Courage (франц.) = «мужество, неустрашимость, решительность, смелость». С высказывания Бисмарка тема гражданского мужества проходила своего рода красной нитью через многие значимые этапы политической истории Германии: начиная с осознания преступлений Третьего рейха, процессов над военными преступниками и заканчивая общественными дебатами, инспирированными фильмом «Список Шиндлера».
С конца 80-х годов тема гражданского мужества в Германии наполнилась иной конъюнктурой и постепенно стала включать в себя новый смысл, связанный с важной проблемой для любого общества: многие люди чувствуют себя все более незащищенными, происходит ли это по причине пережитого насилия, равнодушия, безучастности или из-за угроз, вызванных постоянным присутствием насилия в средствах массовой информации и подпитываемых реалиями будничной жизни. Вот лишь несколько из целого ряда шокирующих примеров: в один из декабрьских дней 1989 года трое мальчиков провалились под лед олимпийского озера в Мюнхене и утонули. Многие взрослые были свидетелями того, как дети боролись за жизнь, но никто из них не пришел им на помощь… В 1994 году в одном из вагонов берлинской электрички скинхеды атаковали африканца и выкинули его из идущего на полном ходу поезда. Согласно полицейскому рапорту 15 человек были свидетелями этого случая — и никто даже не попытался вмешаться или хотя бы нажать на стоп-кран… В 1997 году в гамбургском метро на глазах у многих пассажиров была изнасилована семнадцатилетняя девушка. Она кричала о помощи, но снова — игнорирование и безучастие. Более того, несколько пассажиров вышли вместе с плачущей жертвой на конечной станции, а насильник остался сидеть и спокойно поехал на этом же поезде в обратном направлении. Никто из свидетелей не обратился затем в полицию… Ужасающие по своей сути факты отсутствия гражданского мужества и проявленное равнодушие, с одной стороны, и новые, к сожалению, не единичные формы проявления насилия — с другой, заставили немецкое общество проснуться и вдохновили широкие слои населения на проведение общественной кампании Zivilcourage во многих городах Германии. Бремен был одним из первых в этом ряду, и именно там мы впервые смогли познакомиться с данным феноменом, чтобы в последствии привлечь к нему внимание и в нашей стране.
Беларусь — страна, где пока практически не говорят о гражданском мужестве, но этот разговор очень нужен. Чтобы стало меньше насилия вокруг, чтобы люди задумались о том, какие у них есть ценности, права, как можно по-другому выходить из ситуаций, связанных с насилием. Не стоит надеяться на чудо: на то, что изменения произойдут быстро и все сразу станут неравнодушными. Если спросить у прохожих на улицах Минска: «Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «гражданское мужество»?», то в ответ можно услышать различные, часто противоречивые версии, начиная от «смелость», «борьба», «политика» и заканчивая «армия», «долг» и «родина». Нам, членам образовательного центра «ПОСТ», было также нелегко разобраться в его сущности, когда мы полтора года назад участвовали в своем первом семинаре на тему «Гражданское мужество», проводимом сотрудником Sozialer Friedensdienst Bremen (SFD-Bremen, Социальная служба мира) Гердом Плаке и швейцарским педагогом Эвелин Штайнгер. И это вовсе не потому, что люди у нас не проявляют гражданское мужество, а просто об этом не принято говорить. Некоторые считают своим долгом проявить неравнодушие и не придают этому большого значения. Для многих это сочетание слов носит политический оттенок, в чем мы смогли убедиться на собственном примере, когда пытались договориться с одним издательством о том, чтобы напечатать брошюру «Гражданское мужество — против насилия: обращать внимание, вмешиваться, заявлять в милицию. Советы для жертв, свидетелей и других причастных». Работница издательства, как только услышала выражение «гражданское мужество», тут же замахала руками и сказала, что они не печатают литературу политической направленности. Пришлось очень долго и вразумительно растолковывать ей, что это не связано с политикой. В результате это издательство все же напечатало брошюру без риска для своей репутации.
Данная брошюра пополнила очень малочисленный список литературы о гражданском мужестве, существующий в стране. Поискав ссылки на эту тему на русских или белорусских сайтах, можно найти очень немного информации. Хотя особенность данного феномена заключается в том, что его надо прочувствовать. Прочитать — это хорошо, но обязательно — прочувствовать. Ведь обычно, если человек попадает в ситуацию, связанную с насилием, то в ответ вспыхивает агрессия или проявляется равнодушие, страх — других вариантов, как правило, нет. С насилием мы встречаемся ежедневно. Его можно увидеть везде: в словах, в картинах из жизни, в поступках и действиях. У каждого есть свой опыт насилия. Либо в роли наблюдателя, либо в роли жертвы, а иногда и в роли того, кто совершает насилие. Есть насилие, о котором говорят. Есть насилие, о котором умалчивают. Есть насилие, которое трудно распознать, так как часто оно начинается с малого. Насилие охватывает большой спектр действий и поступков людей, последствиями которых являются физические и психические травмы или боль (насилие над отдельной личностью). Насилие может также быть направлено на предметы окружающей среды и жизненного пространства (вандализм). Насилие может означать ущемление прав, а также проявляться в ситуациях, когда человек сам себе причиняет вред. Насилие выражается в социальной несправедливости, которая препятствует раскрытию потенциальных возможностей человека. Опыт насилия может быть физического, психического и структурного вида (в последнем случае со стороны различных общественно-социальных институтов: от государства до фирмы-работодателя), который, в свою очередь, может вызывать ответное насилие. Мы не случайно позволили себе несколько подробно остановиться на теме насилия, так как в основе современного понимания феномена «гражданское мужество» лежат именно «ненасильственная нейтрализация насилия» и, в отличие от времен Бисмарка, не просто публичное заявление своей позиции, но и действие.
Неоценимую пользу сыграла для нас, как мультипликаторов идеи гражданского мужества, стажировка с 1 по 9 июля 2002 года в Бремене, организованная центром «ПОСТ» и SFD-Bremen при поддержке Фонда Боша, целью которой являлось знакомство с опытом Германии по данному вопросу. Полученный опыт планируется адаптировать и реализовать у себя посредством образовательных семинаров и тренингов, а также организации акций в целях привлечения внимания общественности к феномену гражданского мужества. Самое парадоксальное, что существует в нашем обществе, — это несовпадение ценностей. Если сравнить ценности общества и личностные ценности, то получатся практически два разных списка. И когда участники семинаров составляют эти два списка и сравнивают их, у них возникает недоумение, а потом вопрос: почему? Люди начинают задумываться о своей позиции, своих ценностях, своих правах. И после таких размышлений уже вряд ли спокойно пройдешь мимо того, мимо чего проходил раньше.
И поэтому особенно важным видится проведение образовательных семинаров и тренингов, где участники в процессе ролевых игр, участия в дискуссиях смогли бы задуматься над тем, как может быть по-другому. У нас уже есть небольшой опыт проведения подобных образовательных семинаров, как с подростками, так и с педагогами. И, анализируя полученный опыт, ловишь себя на мысли, что проблема заключается как в незнании своих прав и неумении их отстаивать, так и в отсутствии уверенности, что ты поступаешь правильно. Постоянное ощущение страха, что что-то может случиться, что ты в чем-то неправ, что тебе могут причинить вред, что тебя ни¬кто не поддержит и объясняет эту терпимость ко всему или ответную агрессию под девизом «Лучшая защита — нападение». Мы хотим способствовать тому, чтобы люди не оставались безучастными и узнали, какие есть возможности для того, чтобы избежать насилия, и как нужно действовать в ситуациях, связанных с угрозой насилия. Возвращаясь к началу нашей статьи, мы хотели бы еще раз обратить ваше внимание на слова итальянской журналистки Франки Магнани: «Чем больше в стране граждан, проявляющих гражданское мужество, тем в меньшем количестве героев она нуждается». Первый шаг к успешному предупреждению насилия и уменьшению поводов для геройства — начать с себя.