Ореол авиационной мечты

И.П.Волк после полета

заслуженные летчики-испытатели СССР Игорь Волк и Римантас Станкявичюс после очередного полета на аналоге орбитального корабля «Буран»

В интервью с председателем комитета Торгово-промышленной палаты РФ по качеству продукции Геннадием Ворониным – «Авиапанорама» №4(70) 2008 – прозвучало мнение отечественного философа И.А. Ильина: …Все затруднения России были от объема и количества. На протяжении веков вся беда наша, вся опасность наша состояла в том, что судьба навязывала нам неисчерпимое обилие – обилие пространств, племен и людей.» К этому обилию всего можно отнести и яркие памятники исторического культурного, научного и технического наследия, не выдерживающие безучастного, а то и варварского, алчного отношения к себе, которое проявляется у представителей то одного, то другого поколения. Соответствующим госорганам нетрудно проследить, на какие периоды отечественной истории приходится особенная активизация таковых, т.е. наибольшие потери в нашем историческом наследии и т.д. Отрадно только то, что всегда находятся люди, остро болеющие за судьбу исторических памятников, а то и пытающиеся активно противостоять посягательствам на них или компенсировать последствия варварского отношения к ним. Среди таких людей – члены Клуба Героев города Жуковского, разговор о делах которого мы начали в «Авиапанораме» №3 2008.

Авиация была гордостью Советского Союза, его приоритетной отраслью. И сегодня на нее «сверху» взирают, как на безусловный козырь, который может поднять престиж России, повысить ее мировой авторитет (создание ОАК, НЦА в г. Жуковском и пр.). Это провозглашено, но на деле мы продолжаем загонять себя в угол, проявляя полнейшее равнодушие к своему же наследию. То, чем должно гордиться, цинично уничтожается. Проблема отношения к наследию, к его достойному сохранению – проблема политическая. Но это осознается далеко не всеми.
Приближаются юбилейные даты двух событий в советской авиации, вошедших в мировую авиационную историю. Неслучайно они до сих пор находят отклик в сердцах многих россиян. Осмысливая значимость этих событий и дат уже на расстоянии, может быть, удастся изменить и отношение к своей истории вообще.

БТС-002

Музей техники города Шпейер. 3 октября 2008 г.

«Буранная» эпопея.

В 1970–1980-е годы «буранной» тематикой был охвачен весь авиационный мир в нашей стране. Это была настоящая эпопея – продолжительная, напряженная работа огромного количества людей – сейчас это назвали бы «авиационно-космическим национальным проектом».
Беспилотный запуск многоразового воздушно-космического корабля «Буран» 15 ноября 1988 года – событие одновременно праздничное и трагическое. Он был долгожданным и желанным – ведь первый! Но первый запуск оказался и последним.

Было построено около десятка «Буранов». История этих миллиардорублевых детищ советской науки и техники плачевна. Один из них – тот самый, который летал в космос! – погиб под крышей рухнувшего корпуса на Байконуре. На космодроме остались и являются собственностью Казахстана макет корабля и тот «Буран», который должен был вторым полететь в космос. Один экземпляр находится в НПО «Энергия». Еще один, в жалком и ущербном виде, стоит в парке им. М.Горького. Самым счастливым оказался «Буран», покинувший пределы Родины. Он путешествовал по миру: был на Олимпиаде 2000 года в Австралии, потом непонятным образом попал в Персидский залив, в Бахрейн, где его перекупили немцы и доставили по воде в Музей техники города Шпейер.

Игорь Волк отвечает на вопросы корреспондентов иностранных СМИ

Игорь Волк отвечает на вопросы корреспондентов иностранных СМИ

На открытие нового экспоната 3 октября этого года в Германию был приглашен пилот этого «Бурана», совершившего 24 испытательных полета на аэродроме «Раменское» в городе Жуковском, Игорь Петрович Волк – летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, вице-президент Клуба Героев города Жуковского. За свой корабль он порадовался: «Лучшего места для него не придумать. Отмытый и починенный, он установлен на мраморе. «Буран» достоин такой памяти – храниться в музее, где собрано все самое лучшее, что создано человечеством и уцелело. Из наших авиационных экспонатов там представлены Ми-14, Ан-22, Ту-144. Открытие «Бурана» было очень торжественным и красивым, на нем присутствовало более 5 тысяч гостей!».
А потом на смену восторгу приходит скорбь: «То, что я увидел в Германии, у нас, видимо, никогда не будет возможным. Пока не поменяется некая метафизическая структура государства, которое призвано хранить свою историю. Что ожидает «Буран», стоящий как аттракцион в парке Горького? Ясно, что если им сейчас не заняться, он погибнет или опять уплывет в чужие руки и страны.

«Буран» в ЦПКО им.Горького. Вид со стороны Москвы-реки удручает еще больше

«Буран» в ЦПКО им.Горького. Вид со стороны Москвы-реки удручает еще больше

Спасение страны и авиации как ее символа не только в создании ОАК и НЦА – есть главные точки, которые обозначает Клуб Героев – профессиональное объединение в центре авиационного сообщества в г. Жуковском. Повышать социальный и общественный статус авиационных профессий – наша задача. В авиационной промышленности мы подготовлены к выполнению роли общественного института, участвующего в подготовке основополагающих постановлений по проблемам авиации, по повышению безопасности полетов, по кадровым и наградным вопросам, воспитательной работе с молодежью. Клуб Героев готов забрать под свое крыло «Буран», привести его в достойное состояние. Пусть он стоит в парке Горького, но Клуб не допустит, чтобы у него на крыльях росла лебеда».

Символ славы, ума и таланта народа.

31 декабря исполнится 40 лет со дня первого полета Ту-144. Таких самолетов в стране было построено всего шестнадцать.
Наиболее качественно отреставрированный экземпляр Ту-144Д (№ 77112) куплен у России в 2001 г. и установлен в немецком Техническом музее рядом с французским «Конкордом». Ему крупно повезло.
В нашей стране, благодаря усилиям Клуба Героев города Жуковского, начал парадное шествие Ту-144Д под № 77115. На МАКС-2007 он, отремонтированный и окрашенный в свой изначальный цвет, произвел настоящий фурор и стал самым посещаемым экспонатом – 15 тысяч человек побывали на его борту! После авиасалона прошло более года, а о нашем самолете ничего не слышно, его даже не видно. Он стоит как сиротинушка на аэродроме туполевской фирмы. Хотя желающих попасть на самолет много, наладить его регулярные посещения оказалось невозможным. Из-за отсутствия финансирования не удается даже закончить не вполне завершенные к авиасалону работы, тем более – организовать экскурсии для посетителей. Дальнейшее парадное шествие Ту-144, легенды русской авиации, вплоть до его восшествия на пьедестал (как мечталось) остановилось. Музея, доступного жителям и гостям города, из самолета не получилось. Вдохновитель проекта «Ту-144», председатель Клуба Героев города Жуковского Герой России Геннадий Григорьевич Ирейкин оценивает ситуацию как критическую: «Проект необходимо развивать. Для начала нужно хотя бы на земле обеспечить сохранность и поддержание технического состояния самолета. Но на это нет ни копейки. Нужны кардинальные, решительные шаги в развитии этого проекта со стороны государства, ТВК, ОАК и НЦА. Шагов нет. Это может привести к гибели проекта, рейтинг которого и так заметно падает».
Неужели и этот символ славы, ума и таланта народа России, на мгновение выплыв из небытия, опять в него канет?
Этот раритет Клуб Героев и ВООВ «Боевое братство» выкупили у частной фирмы после распада могучего ОКБ им. А.Н.Туполева. Его отремонтировали, показали всему миру. Со слезами на глазах посетители делали записи в книге отзывов… Но внимание большого бизнеса к этому проекту привлечь не удалось, хотя во всем мире такие задачи решаются за cчет средств частного капитала. Оказывается, зарубежный бизнес находит на это средства, а наш, взращенный на общенародном хозяйстве, интереса в таких проектах не видит! Как результат – вслед за Ту-144 красуется в Германии и наш «Буран».

13 сентября 2008. Москва, ВВЦ

13 сентября 2008. Москва, ВВЦ

Всех – под нож!

В то время, как Клуб Героев невероятными усилиями реализует проект сохранения Ту-144, неведомые, или ведомые, «силы» продолжают стирать из истории то, что создавало авторитет нашей страны в мире. 14 сентября на глазах многих посетителей ВВЦ средь бела дня был разделан на металлолом один из памятников советской и российской авиации – самолет Ту-154. Проехались, что называется, по живому. «Экскаватор, подобно жестокому палачу, безжалостно уничтожил и разгрыз на металлолом бесценную реликвию. Я не смог на это смотреть – заплакал…» – строки из письма, присланного в Клуб Героев 33-летним главным бухгалтером из Москвы Олегом Галактионовым. Автор, с детства увлеченный авиацией и авиамоделизмом, призывает: «Пересылайте сообщение друзьям, собирайте отовсюду единомышленников. Все вместе мы можем и должны противостоять варварам, которые ради наживы готовы уничтожить все!»
Флагман достижений российской гражданской авиации, самый массовый самолет в нашем Отечестве, Ту-154, безусловно, заслуживает увековечения на центральной выставке страны. Но, установленный в 1960-е годы, не обеспеченный надлежащим содержанием, при попустительстве властей и авиационной общественности, он постепенно ветшал. Еще вовсю шла эксплуатация его на авиалиниях, и чего, казалось бы, стоило обеспечить обслуживание и достойное содержание стоящего на земле самолета? Но нужно было довести его и стоящий рядом Як-42 до крайней черты, когда они в глазах всего мира выглядели уже не гордостью, а позором нашей авиации, и… принять решение об их уничтожении.
Цинично на достижениях народа, олицетворяющих его былую гордость и вдохновляющих на новые побед, ставится «крестик». Отношение к Ту-144 и «Бурану» – пример общего отношения ко всем достижениям нашего народа, которые создавали славу, гордость, авторитет, а по-нынешнему, имидж великой державы.

То, что когда-то называлось Музеем авиации на Ходынском поле

То, что когда-то называлось Музеем авиации на Ходынском поле

 

Чье прибежище патриотизм?

Программа патриотического воспитания принимается и реализуется каждую пятилетку на бумаге. Сейчас в разгаре государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2006–2010 годы». Как она сочетается с уничтожением в стране собственной истории?
Лучшие образцы нашей авиационной техники увековечены пока только в качестве музейных раритетов за границей. «Они», там, на примере наших достижений создают для своей молодежи тот высочайший ореол авиационной мечты, который приводил когда-то в нашу авиацию лучших из лучших. А нашу богатейшую в мире страну собственные же граждане неизбежно ведут к катастрофе.
И лозунги о патриотическом воспитании при таком отношении к своей славной истории отдают лишь лицемерием и цинизмом.

Если не герои, то – кто?

Вопрос сохранения наследия – государственный. Кто должен быть главным экспертом в санкционировании уничтожения или музейного сохранения народного достояния? Политехнический музей, который от имени государства мог бы это делать, не берет на себя такую миссию, не принимает эту ношу на свои плечи, не выражает своей позиции. Выражают ее отдельные граждане, голоса и стенания которых никто не хочет слышать. Какой новый «буран» или «национальный проект» сможет нас объединить сегодня? И способен ли кто-либо решать вопросы такого масштаба? Кто будет работать над выполнением державных задач? Поднимать авиацию?
Во-первых, только организация. Во-вторых, компетентная. В-третьих, авторитетная. Не очередной «фонд» с громкими целями и бесполезными для общества результатами, а мощная организация, имеющая действительную силу. Гражданская, профессионально мыслящая структура, как минимум, должна участвовать в принятии решений относительно будущего нашей авиации. Можно поднять и быстро поставить на высокий уровень нашу авиацию, профессионально взявшись за возрождение существующих заделов – например, забытый и заброшенный, но с огромным потенциалом самолет вертикального взлета Як-141 и испытанный, готовый к производству Ту-334, которые имеют на сегодняшний день большую актуальность. Их можно «поднять на крыло» в короткие сроки.
Это по плечу Клубу Героев города Жуковского. Авторитет героев, слава Богу, высок не только в мире, но продолжает оставаться таким даже в нашей стране! А вокруг них консолидируются и другие созидательные силы. Как пример, опять же «оттуда», – американское Общество летчиков-испытателей. Оно существует уже 53 года, работает в международном масштабе, проводит конференции на всех континентах, объединяет вокруг себя общественность и бизнесменов.

Неустанно ссылаясь на свою уникальность, мы, кажется, сами не знаем, что с ней делать. Ах! Русский характер, русский путь, русская идея! Но почему-то никто примера с нас брать не хочет, за нашей уникальностью не гонится. Давайте будем как все хотя бы в самом главном – любящими и уважающими свою историю, сохраняющими традиции – может, тогда и уникальность наша даст иные плоды.

Ольга КАРЕЛИНА

Авиапанорама

№ 5 (71), Сентябрь — Октябрь 2008 года

1 комментарий для “Ореол авиационной мечты

  1. Pingback: Хотим опять в небо! » Клуб Героев города Жуковского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.