Мосолов Георгий Константинович

«Герои рождаются там, где поиск,
самоотверженность, одухотворенность
и труд подчинены великой цели…

В каждой профессии и в жизни
каждого человека бывает высота,
которую могут назвать подвигом.
Человек, победивший эту высоту, становится героем».

Ю. Гагарин «Воскресший дважды», 1964 г.

Герой Советского Союза (5.10.1960), Заслуженный летчик-испытатель СССР (20.09.1967), Заслуженный мастер спорта СССР (1965), полковник.
Родился 3 мая 1926 года в Уфе. В 1943 окончил Центральный аэроклуб имени В.П. Чкалова, который в то время располагался в Казани. В 1944 с отличием закончил спецшколу ВВС № 9 в Казани.
В армии с 1944. В 1945 окончил школу первоначального обучения летчиков, в 1947 – Чугуевское ВАУЛ, в 1949 – Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г. Грозный). До 1951 был летчиком-инструктором в Чугуевском ВАУЛ.
В 1953 окончил Школу летчиков-испытателей, В 1959 – Московский авиационный институт (МАИ).
С мая 1953 по сентябрь 1962 – на летно-испытательной рабте в ОКБ А.И. Микояна (в 1959-1962 – старший летчик-испытатель ОКБ). Поднял в небо и провел испытания СН (1953), СГ-5 (1954), СИ-6 (1954), Е-2 (14.02.1955), СМ-9\3 (МиГ-19С) (сентябрь 1955), И-3У (август 1956), И-7У (22.04.1957), И-75 (28.04.1958), СМ-12ПМ (май 1958), И-75Ф (сентябрь 1958), Е-6\3 (МиГ-21) (декабрь 1958), СМ-51 (1958), Е-152 (21.04. 1961), Е-152А (10.07.1961), Е-8 (17.04.1962). Участвовал в ис-пытаниях МиГ-17 (СДК-5), МиГ-17 (СДК-7), МиГ-17 (СИ-10), МиГ-17 (СИ-16), Е-2А, СМ-50 (МиГ-19ПУ), Е-4 (19957), Е-6/у (1961), Е-7 (1961).
В перечне основных работ указаны испытания первых экземпляров опытных реактивных двигателей, авиационного оборудования и вооружения.
Установил 6 мировых авиационных рекордов (из них 3 – абсолютные). Установил 3 Всесоюзных абсолютных рекорда.
11 сентября 1962 года катапультировался из самолета Е-8\1 из-за разрушения двигателя Р-21 в полете на высоте 10 000 метров при скорости, соответствующей числу М=1,7. При катапультировании получил тяжелые травмы и после длительного лечения к летно-испытательной работе врачами не был допущен. Работал ведущим конструктором в ОКБ «МиГ». С 1966 – в запасе.
По направлению ЦК КПСС в течение нескольких лет возглавлял кафедру Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, возглавлял Всесоюзный Совет по патриотическому воспитанию учащейся молодежи, был Председателем федерации хоккея СССР. С конца 70-х до 1983 — представитель Аэрофлота за рубежом.
Г.К. Мосолов стал первым летчиком-испытателем страны, открытым для средств массовой информации как профессиональный летчик-испытатель. Ход его лечения после катапультирования освещался в печати, он был постоянным участником популярных новогодних телепередач «Голубой огонек», его фотографии в гермошлеме сверхсекретного истребителя помещали на обложках отечественных и зарубежных иллюстрированных журналов как олицетворение мужества и прогресса Советского Союза. Г.К.Мосолов – Почетный гражданин города Харькова. Имя Г.К.Мосолова присваивалось трудовым коллективам, школам, пограничным заставам.
Г.К. Мосолова связывала тесная дружба с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Через всю жизнь Георгий Мосолов пронес и сохранил дружбу с товарищами по учебе, летно-испытательной работе, с широким кругом творческой интеллигенции.
Живет в Москве.
Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Удостоен 3 медалей де Лаво (ФАИ) (1959, 1961, 1962) и 3-х Всесоюзных золотых медалей.

Л.С. Попов

3 комментариев для “Мосолов Георгий Константинович

  1. admin Автор записи

    Основные работы, выполненные лётчиком-испытателем ОКБ «МиГ» Г.К. МОСОЛОВЫМ.

    I. Опытные самолеты.

    СМ-9\2 — первый опытный экземпляр с цельноповоротным стабилизатором
    Е-6\2 — опытный экземпляр самолета, переданный на государственные испытания,
    заводские испытания Е — 6\2 на штопор,
    СМ-6 — заводские испытания самолета с предельно передней центровкой,
    СМ-12 — заводские испытания самолета на штопор,
    СМ-51 — заводские испытания опытного истребителя с комбинированной силовой установкой: ТРД+ЖРД,
    1958 г. — СМ-12ПУ-52 — заводские испытания опытного высотного истребителя с комбинированной силовой установкой,
    1959 г. — СМ-9\9 — заводские испытания модифицированного самолета МиГ-19 — носителя атомной бомбы,
    1961 г. — Е-6Ж — заводские испытания опытного высотного истребителя с комбинированной силовой установкой: ТРД — Ф-11Ф2-300 и ЖРД — С3-20М-5,
    1962 г. — Е-6\Т № 3 — заводские испытания модификации МиГ-21 с дестабилизатором.

    II. Заводские летные испытания первых опытных двигателей.

    1956 г. — ВК-3 -первый в СССР двухконтурный ТРД. Главный конструктор — В.Я.Климов.
    1958 г. — ЖРД — РУ-013. — Главный конструктор — Душкин
    ЖРД — С3-20М-5. — Главный конструктор — Исаев.
    1958 г. — Р3-26 -опытный экземпляр ТРД. Главный конструктор В.Н.Сорокин
    1961 г. — Р-15-300 — заводские летные испытания опытного двигателя. Главный конструктор — С.К. Туманский.
    1962 г. — Р-21-300 — заводские летные испытания опытного двигателя. Главный конструктор Н. Мецхваришвили.

    III. Испытания спецоборудования и радиолокаторов

    1954 г. — испытания опытного радиодальномера «Гамма», испытания опытного автоматического прицела АСП-5НД.
    1956 г. — испытания опытной радиолокационной станции «Алмаз».
    1957 г. — испытания опытного автопилота АП-28 на истребителе.
    1958 г. — испытания системы наведения «Лазурь».
    1959 г. — заводские летные испытания опытного радиолокатора У-5Б, заводские летные испытания опытного автопилота АП-39

    IV. Испытания пушечного, ракетного и бомбового вооружения

  2. Валерий

    На фото в Боткинской больнице справа стоит не Пожарский, а реаниматор Владимир Кассиль!

    1. Игорь

      Совершенно верно. СЛЕВА — Владимир Кассиль — сын знаменитого писателя Льва Кассиля. Еврейский вопрос при СССР был несказанно раздут, поэтому немудрена сия замена. Я. думаю, Мосолову было все равно кто его реанимирует — на тот момент, он вообще был в коме. Главное в том, что его откачали (за что великая благодарность этим незаслуженно преданным забвению медикам Жору Константиныча откачали при двух клиниках !!! — эт не хухры-мухры в 62 году-то без нынешних аппаратов искусственно всего-чего тебе дыхания, кровеобращения, гемолиза и т.д.) и дали шанс дожить до 92 лет. Видать Гагарин и микояновцы подсуетились. По любому — этот чел был воплощением той эпохи, как Пресли для пиндосов. Жаль только память о нем сохранилась только у любителей истории авиации.

Добавить комментарий для Игорь Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *