Памятные даты наступившего года в полной мере дают основание называть его Годом и космонавтики, и авиации
Это, в первую очередь, 50-летний юбилей пилотируемой космонавтики и полета Ю.А. Гагарина в космос, в осуществлении которого значимость авиационной составляющей нельзя недооценивать! В 2011-м отмечается 100-летие российской авиации, идет подготовка к 75-летию перелета экипажа В.П.Чкалова через Северный полюс. Не менее грандиозная дата в истории отечественной авиации и космонавтики – и 70-летие, которое праздновало в этом году ЛИИ им. М.М.Громова. Среди событий года следует назвать, конечно, МАКС-2011, который на фоне всех юбилеев очередной раз высветит текущее состояние российской авиации и ее обозримые перспективы.
Одна из проблем – сохранение отечественного научно-технического наследия, восстановление интереса перспективной молодежи к авиации и космонавтике – в центре внимания такой известной общественной организации, как Клуб Героев города Жуковского. Для членов клуба ясно, что без опоры на широкую общественную поддержку любая попытка решения непростой задачи воссоздания отечественного авиапрома сталкивается с явным или косвенным саботажем и обречена на провал. Поднять отечественную авиацию возможно только всем миром. И без спасения национального достояния не вернуть нам звания передовой авиационной державы, а будущим поколениям россиян останется изучать историю отечественной авиации только по картинкам в книгах и фотографиям в Интернете.
Спасение самолета Ту-144 – предмет особой заботы клуба, но далеко не единственный в его деятельности. Постепенно, по ходу работы над проектом Ту-144 (самолет демонстрировали на МАКС-2007 и 2009), созрел и воплотился в концепцию план создания Национального музея экспериментальной, испытательной и исследовательской авиационно-космической техники.
Прежде всего, был проведен анализ состояния музейного авиационного дела в мире: Интернет позволяет изучить в деталях работу таких музеев, их достижения, да и воочию уже многие летчики и ученые повидали крупнейшие музеи мира в разных странах – США, Китае, Англии, Германии. Даже примерный подсчет количества музеев авиации в мире демонстрирует отношение к своему и мировому наследию: в Америке 322 авиационных музея, в Европе – 173, в Азии – 25, в Австралии – 17, в России – 11, в Африке – 2.
Где быть долгожданному музею авиации России?
В центре российского авиастроения, городе Жуковском в советское время о создании национального музея особенно не задумывались. Тогда авиация шла на подъем, и реалии были ослепительно яркими, только ежедневный грохот авиационных двигателей чего стоил! Авиация была здесь, рядом, все чувствовали к ней свою сопричастность. Каждый второй жуковчанин работал в авиационной отрасли, она развивалась, и всегда было, что показать детям, чем гордиться. Но когда в 1990-е годы авиация была «в загоне», развитие музейной авиационной деятельности стало особо актуальным для воспитания и просвещения молодежи, поскольку приток новых кадров в отрасль сильно ослабел. В то время возникла идея создания московского музея на Ходынке. Общественность страны тешили рассказами и обещаниями о создании там Национального авиационного музея, под строительство музея была отведена площадка.
Не многие авиаторы поддерживали идею расположения музея в центре Москвы, потому что им было ясно: он обязательно должен соприкасаться с взлетно-посадочной полосой, с действующими коммуникациями аэродрома, ведь самолеты нужно доставлять к музею, кроме того, в его составе должны быть летающие экспонаты. Но государственные, в основном московские, политики гнули свою линию, отвлекали на Ходынку общественное внимание, и все ожидали вскоре увидеть здесь крытые павильоны, интересные экспонаты. Когда стало ясно, что в мегаполисе наступление на землю не остановить и удержать мертвые, пустующие территории позади бывшего аэропорта не удастся (они стали застраиваться офисами, спортивными и торговыми зданиями), Ходынка превратилась в «концлагерь для исторических самолетов и вертолетов». Сегодня этот никак не действующий музей находится в зажатом, бедственном положении: около полусотни растерзанных, заржавевших летательных аппаратов, сваленных в кучу, являют жуткое зрелище. Ясно, что этот музей уже не возродится и не все ЛА возможно восстановить.
В Жуковском идея создания авиационного музея родилась в те же 90-е годы. Речь шла о Национальном музее, где будут представлены настоящие живые самолеты, летающие экспонаты и история российской авиации во всей былой ее мощи.
Причин и поводов для создания музея именно в Жуковском нашлось немало. Они перечислены в «Концепции Национального музея экспериментальной, испытательной и исследовательской авиационно-космической техники», разработанной Клубом Героев. Жуковский строился как город авиационной науки, является действующим наукоградом, в нем расположен ЛИИ им. Громова, имеющий самый большой в мире испытательный аэродром, крупную ремонтно-восстановительную базу по авиатехнике и многочисленные образцы экспериментальной техники на аэродроме, здесь есть все для проведения полетов действующих ЛА и их обслуживания. В городе находятся уникальные головные авиационные институты и конструкторские бюро: ЦАГИ, ЭМЗ им.Мясищева, НИИП им.Тихомирова, НИИАО. Их история олицетворяет собой историю отечественной авиационной науки, проектирования и испытания летной техники с довоенных лет. Здесь расположены экспериментальные и доводочные базы всех ведущих ОКБ отрасли, филиалы учебных заведений авиационной направленности. Авиасалон МАКС признан во всем мире, благодаря ему город стал известен иностранным туристам. Близость Москвы и развитые дорожные коммуникации, транспортная доступность также немаловажны для организации туристических потоков.
И самое главное – есть в городе общественная организация, готовая взять на себя организационную работу по созданию Национального музея, конечно, при несомненной поддержке жителей Жуковского, в большинстве своем связавших жизнь с авиацией. Клуб Героев города Жуковского – организация, объединяющая летчиков и штурманов-испытателей, жителей города, удостоенных высоких званий и наград, и просто патриотов.
Летчики-испытатели, конструкторы, ученые, авиационная общественность, объединяемая Клубом Героев, предпринимают все более активные действия по созданию Национального музея экспериментальной, испытательной и исследовательской авиационно-космической техники. Уже неоднократно проводились встречи на разных уровнях с представителями городской администрации и правительства области, руководителями авиационной промышленности и предприятий. Но никаких решений до сих пор не принято!
Экспонаты – ждут, концепция – разработана
Председатель правления Клуба Героев заслуженный штурман-испытатель СССР, Герой России Геннадий Григорьевич Ирейкин недоумевает:
– Мы озабочены тем, что в Транспортно-выставочном комплексе «Россия», который и возник как действующий круглогодично, не находится места для Национального музея авиации. Казалось бы, где еще лучшее для него место! Этот вопрос нужно решать срочно, поскольку уже началось отчуждение территорий под ТВК.
Еще на МАКС-2009 о возможности рассмотрения проекта Ту-144 как пилотного в общей концепции музея авиации в Жуковском было сообщено министру промышленности и науки Московской области. Концепция музея и сейчас находится на рассмотрении в этом министерстве. Радует, что ОАО «Авиасалон» принимает решение представить на МАКС-2011 не отдельные экспонаты, а историческую линейку самолетов – это уже мини-музей. Все условия для создания музея, кажется, назрели.
Слова «экспериментальной, испытательной и исследовательской авиационно-космической техники» в названии музея определяют его главное назначение – вместе с исторической составляющей демонстрировать огромный интеллектуальный потенциал российского авиастроения, методические достижения в области создания и испытаний летательной техники. Были же в стране летно-испытательные центры, где расширялись испытательские возможности, накапливались исследовательские достижения. Мы имеем такое историческое многообразие проектных решений, которое позволяло количеству на глазах переходить в качество – в результате создавались до сих пор непревзойденные уникальные образцы летательных аппаратов. Нужно же показать, в конце концов, что Россия не умерла и может возродить славу авиационной державы!
Концепция Национального музея была разработана Клубом Героев с использованием его положительного опыта в проекте Ту-144 (все же многого удалось достичь!). В ней определены и описаны все направления формирования музея как учреждения нового типа и его деятельности – от информационного до финансового обеспечения. В грандиозном проекте обозначены эксклюзивные особенности экспозиции музея:
• летающие экспонаты,
• биографические характеристики и достижения представленных экспонатов,
• действующие испытательные стенды,
• действующие макеты крупнейших испытательных комплексов,
• уникальные летающие лаборатории,
• современные демонстрационные стенды,
• развлекательный комплекс.
Столетие российской авиации… В исторической перспективе 100 лет – это небольшой срок, но опыт российского авиационного наследия говорит о том, что за десятилетие можно потерять почти все, что было создано за целый век.
Концепция очень хороша, но дел совсем не видно-одни призывы.
Кто же построит такой музей и на какие средства он будет существовать — этого из концепции не узнать. Напишите, пожалуйста, на сайте о строительстве музея и его финансировании.
Неужели Вы найдете спонсоров среди российских миллиардеров, чтобы спасти уцелевшие самолеты и летающие лаборатории? Или же опять предстоит «распил» бюджетных средств.
В подмосковье уже есть прекрасный музей в Монино и если вложить средства в его расширение и поддержание то лучше и быть не может А в Жуковском максы и мчсы к тому же в Монино Ту-144 Су- 100 и многие экспонаты которые 1-м экземпляре в мире
Такой музей построит Клуб Героев Города Жуковского, вопрос с финансированием решается Правительствами РФ и регионов.
Что касается Монино, его действительно надо расширять и поддерживать. Но это далеко не национальный музей.
Наша страна достойна того, чтобы наконец в ней была создана музейная индустрия. Стыдно и обидно осознавать, что мировая Держава, внесшая нечеловеческие усилия в историю создания и развития мировой авиационной и космической науки, не может себе позволить иметь достойные музеи авиационной и космической техники . У нас, как и в былые времена, не хватает ни средств для этого, ни желания. Мы, провидимому, не способны аргументированно убедить и заинтересовать правительство, финансовые структуры, общественность в необходимости создания хотя бы одного такого музея, достойного конкурировать с ведущими мировыми музеями . Об этом необходимо не шептать, трепетно и терпеливо ожидая соответствующего решения властей, а бить во все колокола. Подключать все возможные медиа ресурсы , организации, регулярного информировать все, подчеркиваю все общественные организации о решении или не решении этой важнейшей для страны задачи. Американцы в 1991 году создали прекрасный музей авиации и космонавтики в Портланде, шт. Оригон. Использовали для этого и волонтеров, и бывших военных летчиков и общественность. Музей всегда переполнен посетителями. Много молодежи, туристов, любителей авиации. Почему же у нас нельзя создать такие музеи. Их существование свидетельствует об истинном могуществе любого государства. Мы заслужили право иметь такие музеи.