Ту-144Д №08-2, бортовой номер 77114 совершил свой первый полет 13 апреля 1981 года.
Самолет принял участие в завершении государственных испытаний Ту-144Д (в 1981 году было выполнено 9 полетов).
В июле 1983 на этом самолете, зарегистрированном в FAI как «101», экипажем во главе с летчиком-испытателем С.Т.Агаповым (второй пилот Б.И.Веремей) было установлено 3 мировых рекорда. 13 июля установлен мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту L=1000 км с грузом 30 000 кг. Достигнута средняя скорость V=2031,5 км/ч. А 20 июля — рекорд скорости и высоты полета по замкнутому маршруту L=2000 км. Получена скорость Vсp=2012,2 км/ч и высота 18 200 м с грузом 30 000 кг.
В 1986 году самолет Ту-144Д № 08-2 был оборудован научно-исследовательской аппаратурой для проведения исследования радиационной обстановки в верхней атмосфере в интересах института медико-биологических проблем.
В 1987-88 гг. на нем выполнялись полеты по программе института медико-биологических проблем. Полеты выполнялись по маршрутам: Москва-Нарьян-Мар-Москва; Москва-Ишим-Москва; Москва-Уральск-Гурьев-Шевченко-Москва.
В 1988-89 было проведено дооборудование самолета Ту-144Д № 08-2 дополнительной научной аппаратурой под расширенный комплекс атмосферных исследований в интересах институтов Академии наук СССР. В связи с прекращением финансирования работ по теме дооборудование самолета не было завершено и испытания не проводились.
27 февраля 1990 года был выполнен последний полет самолета Ту-144Д № 08-2. К этому моменту его налет составлял 82 ч 40 мин.
Благодаря подписанию 17 июня 1994 года контракта с НАСА «О доработках самолета Ту-144Д № 08-2 и проведении комплекса исследований в интересах создания СПС 2-го поколения», самолет получил вторую жизнь. 29 ноября 1996 года экипаж во главе с летчиком-испытателем С.Г.Борисовым (второй пилот — Б.И.Веремей) вновь поднял его в небо под названием Ту-144ЛЛ.
В рамках новых задач самолет был существенно модернизирован. Вместо двигателей РД-36-51А конструкции П.А.Колесова на Ту-144ЛЛ установлены форсированные ТРДД НК-32-1 (модификация НК-32 стратегического
бомбардировщика Ту-160).
Установили новые мотогондолы с доработанными воздухозаборниками, провели усиление крыла, доработали топливную и другие системы. Это повысило его скорость с М=2,15 до 2,3. Для регистрации экспериментальных данных и параметров с целью подтверждения летной годности самолета на нем установлена новая система регистрации данных «Дамьен». Самолет буквально напичкан температурными датчиками и датчиками давления, трения обшивки, аппаратурой для измерения параметров пограничного аэродинамического слоя.
На летающей лаборатории Ту-144ЛЛ было выполнено 19 полетов с комплексным выполнением экспериментов, а также 8 полетов с участием летчиков-испытателей США для качественной оценки характеристик
сверхзвукового самолета.
11 февраля 1998 года программа летных экспериментов на Ту-144ЛЛ была завершена.
В апреле 1999 года этот самолет выполнил заключительный в истории Ту-144 полет.
В настоящее время самолет находится в ЛИИ. На нем нет ни двигателей, ни оборудования.
Планируется его установка в качестве памятника-музея в г.Жуковский на кольцевой развязке, которая находится на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева.