Столетие российской авиации

Когда и как праздновать будем?

Илья МуромецВ последнее время многие средства массовой информации все больше внимания уделяют историко-авиационным вопросам. На общероссийском уровне все больше проводится различных авиационных мероприятий: Международный авиакосмический салон в Жуковском (МАКС), выставка авиатехники в Монино. И это справедливо. Приближается 100-летний юбилей отечественной авиации. Об этом уже появляются публикации в авиационных (и не только) журналах: «Авиация и космонавтика», «Крылья Родины», «Родина» и др.

В 2003 году в большинстве стран, в том числе и в России, успешно отметили 100-летие мировой авиации. В 2006 году Франция отметила свой, национальный столетний авиационный юбилей. А вот мы, россияне, до настоящего времени со своим аналогичным юбилеем пока не определились. Хотя уже идет оживленная дискуссия в упомянутых выше изданиях. Выдвигаются различные предложения, поднимаются вопросы, основной из которых: когда праздновать будем? Что принимать за точку отсчета? От какой «печки» отсчитывать эти 100 лет? Иные спросят: а нам-то, в провинции, что за дело? Как решат «наверху» — так и будет! Конечно, можно и подождать (как всегда по русской привычке), когда нам все это подскажут «сверху». А если не подскажут? 95 лет российской авиации, в 2005 году (не юбилей, конечно, но все же), по выражению московского историка авиации А.Демина, мы «благополучно проспали». Или не заметили?..
Меня могут спросить, а какое отношение все это имеет к Смоленщине? А вот какое. По моему глубокому убеждению, Смоленщина внесла достаточно весомый вклад в развитие отечественной авиации. Довольно продолжительное время в Смоленске успешно функционирует авиапромышленность, с 20-х еще годов прошлого века. Изначально — в виде авиаремонтных мастерских. На смену им пришел Смоленский авиационный завод. С довоенного времени готовит летчиков и парашютистов Смоленский аэроклуб. Во все времена на смоленской земле базировались (и базируются сейчас, ни для кого не секрет) авиационные части и подразделения различных родов военной и гражданской авиации. Несмотря на трудности последнего времени, успешно работает пилотажная группа «Русь» на самолетах Л-39 в Вязьме. На всю Россию таких пилотажных групп всего три. Кроме наших пилотажников, в Кубинке, под Москвой — «Стрижи» на МиГ-29 и «Русские витязи» на Су-27. И таких примеров, характеризующих участие смолян в авиационной истории России — множество. Я уже не говорю о том, что Смоленщина дала России первого российского летчика — Михаила Никифоровича Ефимова, а миру — первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина.
Но вернемся к нашей теме. Так что считать зарождением российской авиации? Историк авиации А.Беляков (г.Санкт-Петербург) предлагает за «точку отсчета» принять учреждение Всероссийского аэроклуба (ВАК) 29 января 1908 года (все даты в этом, и последующих материалах даны по новому стилю). Но, как справедливо утверждают историки авиации А.Демин и А.Ковтун, в России в это время не было ни одного летчика, ни одного авиационного завода, и никто еще не летал на аппаратах тяжелее воздуха (кроме как на планерах, но о планерах — чуть ниже). К тому же, ВАК занимался тогда больше вопросами воздухоплавания, нежели — авиации. Несмотря на кажущуюся схожесть и родственность, это все же разные понятия. Авиация — это, прежде всего, летание на аппаратах тяжелее воздуха.
Тогда — первые полеты на планерах? Планеры различных конструкций в те времена строили и пытались на них летать многие: А.В.Шиуков, А.Н.Туполев, П.Н.Нестеров, М.Н.Ефимов, С.И.Уточкин (да всех и не перечесть). Кто же из них был первым? Скорее всего, это был С.В.Шиуков, выполнивший свой первый полет на планере собственной конструкции в Тифлисе 22 апреля 1908 года. Но ведь еще в 1894 году Отто Лилиенталь завершил свои опыты постройкой «стандартного» планера, один из экземпляров которого приобрел Н.Е.Жуковский, видный российский ученый, и, скорее всего, на нем также кто-то летал. Сам О.Лилиенталь выполнял полеты на «стандартном» планере на расстояние до 350 метров. Да и вообще, в конце ХIХ — в начале ХХв.в. в России постройкой и полетами на самодельных планерах увлекались десятки, если не сотни энтузиастов. Так что, уточнить с определенной исторической достоверностью: кто именно и когда впервые поднялся в небо России на планере, мне представляется невозможным. Но бурное начало развитию авиации положило все-таки появление самолета — летательного аппарата тяжелее воздуха с двигателем, позволившего совершать управляемые полеты выше и дальше планера.
А может быть «печкой» считать появление первого российского завода, производящего самолеты? Таким был завод акционерного общества «Первое Российское товарищество воздухоплавания С.С.Щетинина и К», начавший свою деятельность в июле 1909 года в Санкт-Петербурге. Но и он в то время производил по лицензии иностранные самолеты «Фарман» и «Блерио».
Началом отсчета могли бы служить первые демонстрационные полеты самолетов в России. В 1909 году первыми демонстрационными полетами были: в июне — заведующий воздухоплавательным парком Одесского аэроклуба А.Ван дер Шкруф оторвался от земли на самолете «Вуазен» (почему-то в отечественной авиационной историографии этот полет не считается первым в России, хотя самолет пролетел по прямой около 300 метров); — в октябре — француз Ж.Леганье на «Вуазене» в Гатчине пролетел около 1,5 км на высоте 10 метров (вот этот полет и считается официально первым демонстрационным полетом в России). Если иметь ввиду полеты чисто русских летчиков, то это были: первые демонстрационные полеты М.Н.Ефимова 21 марта 1910 года в Одессе на «Фармане-IV»; через неделю — там же, полеты С.И.Уточкина; полеты Н.Е.Попова на «Райте» во время Первой авиационной недели, с 25 апреля по 2 мая 1910 года на Коломяжском ипподроме в Петербурге. Но все эти полеты производились на иностранных, в большинстве своем — французских, самолетах.
Поскольку все вышеперечисленные события грешат «неполнотой исполнения» (то самолет — иностранный, то летчик — не российский подданный), скорее всего эти полеты не могут считаться моментами зарождения российской авиации. Мне представляются наиболее приемлемыми следующие предложения о возможной дате празднования 100-летия отечественной авиации: Е.В.Леонкина, руководителя студенческого КБ в Комсомольске-на-Амуре — датой зарождения российской авиации считать первый полет самолета А.С.Кудашева 5 июня 1910 года в Киеве, как первого самолета русского конструктора, построенного из русских материалов, пилотируемого русским летчиком; и предложение А.А.Демина, историка авиации из Москвы — «точкой отсчета» принять весь июнь 1910 года, что почти совпадает с предыдущим предложением. А.Демин указывает на то, что первые полеты трех русских самолетов («Кудашев-1″А.С.Кудашева; «БИС №2» Ф.И.Былинкина, В.В.Иордана и И.И.Сикорского; «Гаккель-III» Я.М.Гаккеля), пилотируемые русскими летчиками Кудашевым, Сикорским и В.Ф.Булгаковым, произошли почти одновременно, в июне 1910 года. Эти предложения в наибольшей степени, мне кажется, удовлетворяют следующим критериям: первые полеты в России на русских самолетах, построенных русскими конструкторами, пилотируемые русскими летчиками.
А теперь, подробнее об этих полетах и самолетах. Самолет профессора Киевского политехнического института князя Александра Сергеевича Кудашева «Кудашев-1» впервые поднялся в воздух в Киеве 5 июня 1910 года. Этот самолет был построен по образцу французского самолета «Соммер», но коренные переделки (изменение компоновки двигателя, полное видоизменение хвостового оперения и др.) позволяют считать его оригинальным самолетом. Он выполнил несколько полетов, и летал достаточно устойчиво. Пилотировал самолет сам конструктор. На следующий день, 6 июня 1910 года, в Гатчине под Санкт-Петербургом совершил первый полет самолет «Гаккель-III» инженера Якова Модестовича Гаккеля. Самолет пилотировал летчик В.Ф.Булгаков, тоже инженер, получивший пилотский диплом во Франции. Полет проходил в присутствии комиссии Всероссийского аэроклуба. Через десять дней, 16 июня 1910 года, в Киеве стартовал самолет «БИС №2» конструкции Былинкина, Иордана и Сикорского. В этот день был выполнен первый подлет. А 25 июня — устойчивый полет по прямой на расстояние 200м, на высоте 1,5 метра. Полет был выполнен в присутствии спортивных комиссаров Киевского общества воздухоплавания. Все данные о вышеуказанных полетах взяты из книги признанного историка самолетостроения В.Б.Шаврова «История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.» («Машиностроение», М., 1986). Кстати, в этой же книге Шавров отмечает, что в конце 1909 г. московский изобретатель Ю.Кремп построил самолет с двигателем «Даррак» в 18 л.с., который испытывал в конце декабря 1910 года. «Взлет не получился, но удавались подскоки. Один раз самолет ветром подбросило на высоту до 6 м, при ударе о землю картер двигателя дал трещину и испытания на этом прекратились». В общем, с этим самолетом не все ясно до сих пор: то ли летал он, то ли не летал…
Постойте, воскликнет дотошный читатель, а Можайский? Действительно, последние несколько десятилетий мы активно защищали российский приоритет в области авиации, который опирался на самолет Можайского. Контр-адмирал в отставке А.Ф.Можайский занимался постройкой своего самолета в 1882-1883г.г. В 1883-1885г.г. производились доводка и наземные испытания. В 1885-м была предпринята попытка летных испытаний, закончившаяся аварией (поломкой крыла). Далее работы с этим самолетом не проводились, по разным причинам, но, прежде всего — из-за отсутствия финансовых средств. Так что, как ни прискорбно, самолет Можайского в воздух не поднимался. Да и не мог подняться. Моделирование и расчеты, проведенные в 80-х годах прошлого века, показывают, что самолет А.Ф.Можайского, так же как и некоторых других конструкторов конца ХIХ века (Адер, Максим, Филипс, Лайнфилд и др.) с паровыми машинами в качестве силовой установки принципиально не могли совершить полет из-за своей малой энерговооруженности. Более того, даже удвоение мощности двигателя, которое предусмотрел в своих теоретических расчетах А.Ф.Можайский, не могло обеспечить полет. Конечно, А.Ф.Можайский останется в истории авиации одним из первых авиаконструкторов, но его самолет все-таки не летал. Во всяком случае, документального подтверждения этому факту нет.
Таким образом, учитывая все вышеизложенные моменты, отмечать 100-летие российской авиации, мне кажется, надо в июне 2010 года. Впереди еще несколько лет, и наверняка эта дата будет уточняться различными заинтересованными инстанциями, как говорится, «в центре и на местах». А может быть юбилейным будет и весь 2010 год, от начала и до конца насыщенный, как сейчас говорят, «знаковыми» событиями в истории российской авиации. Конечно, до 2010 года еще далеко, торопиться вроде бы некуда, но, как уже говорилось, не проспать бы…
Если, уважаемый читатель, я убедил тебя в необходимости празднования 100-летия российской авиации, то самое время остановиться на вопросе: как на нашем, провинциальном, уровне отмечать юбилей будем? На федеральном-то, я уверен, все будет организовано как надо (если не проспим). А вот достойные подготовка и проведение юбилейных торжеств в Смоленске (я не говорю про райцентры — это уже по возможности), способствовали бы, мне кажется, подъему авторитета Смоленщины на достойную высоту, и не только в области истории авиации. Как уже говорилось выше, наш родной край — Смоленщина, внесла далеко не последний вклад в зарождение и развитие отечественной авиации. И возможности, чтобы достойно отметить 100-летие российской авиации, у смолян есть. Как говорится: стоит только захотеть.
В первую очередь неоценимым подарком всем смолянам, и ветеранам и молодежи, было бы создание в Смоленске Музея истории авиации. А то прямо-таки обидно: Музей военно-морского флота (на ул. Тухачевского) есть, а Музея истории авиации нет. Понимаю, дело это трудное и не быстрое, поэтому и поднимаю этот вопрос загодя. Был в свое время музей истории авиазавода. Не знаю, существует ли он сейчас. Да и недоступен он был широкой публике. Функционирует небольшое помещение с авиационной экспозицией, посвященной Смоленскому аэроклубу, в здании РОСТО (ул. Кирова, 22 «б»). Был музей истории 46 Воздушной Армии, но в связи с расформированием этого соединения, где он сейчас? Да и так же, как и музей Смоленского авиазавода, был не всем доступен. Есть несколько школьных музеев с авиационной тематикой в различных городах области. Имеются отдельные экспозиции, посвященные героям-авиаторам, в других музеях. А Музея авиации, как такового, нет.
К 100-летию отечественной авиации неплохо бы какому-нибудь из местных издательств (с привлечением специалистов, историков, краеведов и других заинтересованных лиц) выпустить книгу об авиаторах-смолянах. Например, в виде энциклопедического словаря. До обидного мало существует в настоящее время изданий об авиационном прошлом Смоленщины. Всего несколько книг, и изданы они более 40 лет назад.
Кроме того, в Смоленске насчитывается около 15 улиц и переулков, названных именами авиаторов и космонавтов, деятелей авиационной науки и техники. Но сколько еще героев, достойных увековечения в названиях улиц, как областного центра, так и других населенных пунктов Смоленщины. Имена братьев Ефимовых, Г.В.Алехновича, братьев Туржанских, А.И.Колдунова, В.Д.Лавриненкова, да и других, имеют право, мне кажется, остаться в памяти потомков.
Это только несколько из наиболее крупных, трудоемких проектов. А сколько публикаций в местных изданиях, теле- и радиопередач, бесед, вечеров можно провести в образовательных и общественных учреждениях с привлечением ветеранов авиации, историков и краеведов, выставок соответствующей литературы в городских библиотеках… Но это уже, как говорится, дело техники, был бы интерес.
Конечно, для всего этого нужны властные полномочия и финансовые ресурсы, энергия энтузиастов и предприимчивость деловых людей, наверное, и участие политических партий и общественных организаций.
Безусловно, украшением торжеств было бы проведение в юбилейном году авиашоу на аэродроме Смоленск-Северный. Ведь можем, когда хотим! Вспомните 1995 год, какой воздушный праздник был! Многие сотни и тысячи смолян увидели (и до сих пор вспоминают) и пилотаж «Русских витязей», и выступление своих земляков — пилотажной группы «Русь», и полеты французов из «Нормандии-Неман» на «Миражах». А ведь у нас есть и свой авиаспортклуб на аэродроме Смоленск-Южный (пилотаж спортивных самолетов и парашютные прыжки).
Но все это потом, а, прежде всего, должен быть создан организационный комитет по подготовке к юбилею и проведению юбилейных торжеств. Кем, на какой основе, волею какого органа — не мне решать. В одном уверен — нельзя сидеть, сложа руки и ждать «у моря погоды». Время летит быстро. Не проспать бы?..

А.И.Школьников
Ветеран ВВС
Смоленск, октябрь 2006г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *