90 летие авиаконструктора Генриха Васильевича Новожилова

Г.В.НовожиловСегодня выдающемуся авиаконструктору, бывшему генеральному конструктору КБ «Ильюшин» (ныне ОАО «Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина), Академику Российской академии наук, дважды Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской премии, председателю Совета директоров Авиационного комплекса имени С.В.Ильюшина, главному советнику Генерального директора ОАО «Ил» по науке Генриху Васильевичу Новожилову исполнилось 90 лет.

Генрих Васильевич родился 27 октября 1925 года в Москве. Трудовую деятельность начал в 1942 г. лаборантом на кафедре МАИ. В 1949 г. окончил Московский авиационный институт. В ОКБ, руководимом С.В.Ильюшиным, начал работать в отделе фюзеляжа с 1948г. Как инженер-конструктор принимал участие в проектировании самолетов Ил-28, Ил-40, Ил-54 и других. Был ведущим инженером при постройке и летных испытаниях бомбардировщика Ил-54. С 1956 по 1958 гг. избирался секретарем парткома предприятия. В 1958 г. Новожилов был назначен заместителем главного конструктора по самолету Ил-18 и эксплуатации. С 1964 г. – главный конструктор и первый заместитель Генерального конструктора С.В.Ильюшина. За создание, летные испытания и запуск в серийное производство самолета Ил-62 в 1970г. Новожилов был удостоен Ленинской премии. В июле 1970 г. по предложению С.В.Ильюшина, ушедшего по состоянию здоровья на пенсию, был назначен Генеральным конструктором, ответственным руководителем ММЗ «Стрела» (бывшее ОКБ). С 2006 г. – Главный советник Генерального директора – Генерального конструктора Открытого Акционерного Общества «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина» (ОАО «Ил») по науке.

Еще с конца 60-х годов, Генрих Васильевич возглавил работу по созданию первого реактивного военно-транспортного самолета Ил-76, занимался разработкой многих его модификаций. Под его руководством были спроектированы, построены, прошли летные испытания и запущены в серийное производство самолеты марки «Ил» нового поколения, имеющие важное значение в развитии народного хозяйства страны и укреплении ее обороноспособности. Это первый отечественный широкофюзеляжный среднемагистральный Ил-86 и военная модификация на его основе Ил-80 (летающий командный пункт). Модифицированный Ил-76МФ с удлиненным фюзеляжем и новыми двигателями ПС-90-76. Качественно новый отечественный широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-300, на основе которого создан грузовой Ил-96-400Т. В самые трудные годы для нашей авиационной промышленности, поднялся в воздух легкий многоцелевой самолет Ил-103 и был создан опытный самолет Ил-96МО с американскими двигателями и оборудованием. На базе последнего, в апреле 1997г., из ворот Воронежского завода вышел первый серийный грузовой самолет Ил-96Т. Под его руководством также был выпущен пассажирский самолет для местных воздушных линий Ил-114-100. Кроме того, под руководством Г.В. Новожилова проводились работы по самолетам для правительственных перевозок: Ил-18, Ил-62, Ил-62М и Ил-96ПУ.

В его личном списке научных разработок 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами, научные работы по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях, высокой технологичности в производстве и новые принципы технического обслуживания в эксплуатации. В 1984 г. Новожилов избран действительным членом Российской академии наук. Трижды он избирался депутатом Московского Совета, трижды Верховного Совета СССР, народным депутатом СССР, был членом Государственного комитета обороны и госбезопасности Верховного Совета СССР. За заслуги перед государством Новожилову дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда (1971 г., 1981 г.). Он награжден тремя орденами Ленина (1969 г., 1971 г., 1981 г.), «Знак Почета» (1957 г.), Трудового Красного Знамени (1966 г.), орденами Октябрьской революции (1975 г.), дважды победитель социалистического соревнования (1975 г., 1976 г.), Почетный авиастроитель (1983 г.), Ветеран труда (1984 г.), орден Дружбы народов (1992 г.), «50 лет Победы в ВОВ 1941-1945 гг.» (1995 г.), орден «За заслуги перед Отечеством» III ст. и II ст. (1995 г., 2000 г.), медали: «За доблестный труд в ВОВ», Лауреат премии Правительства РФ, Лауреат премии г. Москвы «Легенда века», Лауреат премии «ИКАР», заслуженный конструктор РФ, Лауреат премии «Триумф», золотые медали: РАН им. Туполева за выдающиеся заслуги в самолетостроении, МАК СНГ «За особые заслуги в развитии авиации в СНГ», орден Польши, Чехословакии, Узбекистана и многие медали. Доктор технических наук. Академик РАН (1984 г.). Лауреат премии Правительства РФ за 2005 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *