Ту-160 «Валерий Чкалов»

Ту-160 «Валерий Чкалов»Серийный номер 5-04, бортовой номер «17 красный», RF-94110.
Выпущен в 1990 году. С 1991 года передан в ВВС СССР — 184-й гв ТБАП (Прилуки). В 1999 г. передан России (пятый перебазированный из Прилук в Энгельс).
В 2004 году назван в честь легендарного советского пилота (1904-1938), совершившего в 1937 году рекордный беспосадочный перелет из Москвы в США.
Валерий Павлович Чкалов в апреле 1923 года окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в октябре 1923 года – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в мае 1924 года – 1-ю Высшую авиационную школу лётчиков (г.Москва), в июле 1924 года – Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания (г.Серпухов). Служил в ВВС лётчиком истребительных авиаэскадрилий (в Ленинграде и Брянске). В 1928 года был уволен из армии за аварию самолёта и осуждён на 1 год лишения свободы. В январе 1929 года находился в тюремном заключении в Брянской тюрьме, затем был помилован.
В 1929-1930 годах работал лётчиком-инструктором в Ленинградском аэроклубе (ныне Санкт-Петербург).
Вновь в армии с 1930 года. В 1930-1933 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» (бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях). Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей. С января 1933 года – в запасе.
С 1933 – лётчик-испытатель авиазавода №39 и ОКБ Н.Н.Поликарпова Наркомата тяжёлой промышленности СССР. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-15 и И-16, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17.
20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве командира экипажа (второй пилот – Г.Ф.Байдуков, штурман – А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9374 километров (полётное время 56 ч 20 мин).
Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 24 июля 1936 года за осуществление героического беспосадочного дальнего перелёта по маршруту Москва – Северный Ледовитый океан – Камчатка – Николаевск-на-Амуре в исключительно трудных условиях Арктики и неизученных районов дальнего Севера, за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство Чкалову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.В.П.Чкалов
18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) протяжённостью 8504 километров по прямой (полётное время – 63 ч 16 мин).
Продолжал лётно-испытательную работу в ОКБ Н.Н.Поликарпова. Поднял небо и провёл испытания опытных бомбардировщиков ВИТ-1 и ВИТ-2.
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 1937 года).
Погиб 15 декабря 1938 года при выполнении первого вылета на опытном истребителе И-180.
Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени медалью.
В августе 1937 года посёлок Василёво был переименован в Чкаловск (ныне город), там открыт мемориальный музей В.П.Чкалова. Имя Чкаловск в 1956-2016 годах носил город Бустон (Согдийская область, Таджикистан). Его именем также были названы несколько посёлков, остров на Дальнем Востоке, горный пик в Дагестане, станции метро в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, площадь в Ростове-на-Дону, проспект в Санкт-Петербурге, улицы во многих городах, Государственный лётно-испытательный центр МО РФ, Центральный аэроклуб в Москве, Новосибирское авиационное производственное объединение, Воронежский авиационный техникум, Череповецкий лесомеханический техникум, Егорьевский авиационный технический колледж, школы, теплоход (на Волге), улица в городе Ванкувер (Канада).
В городах Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Кстово и Чкаловск (Нижегородская область), Жуковский, Звенигород и Химки (Московская область); Киев, Днепропетровск и Одесса (Украина) установлены памятники В.П.Чкалову, в городах Казань, Санкт-Петербург, Борисоглебск, Чкаловск, селе Нетайлово Ясиноватского района Донецкой области (Украина) и городе Сиэтл (США) – бюсты В.П.Чкалова, а на месте его гибели в Москве – памятный знак. В городах Гатчина (Ленинградская область) и Москва на домах, в которых он жил, Чкаловск, где он родился, а также на станции Чкаловская (в черте города Щёлково Московской области) на здании, в котором он работал, и в городе Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край) на здании, в котором он выступал, установлены мемориальные доски. Его имя присвоено стратегическому бомбардировщику Ту-160 Дальней авиации и пассажирскому самолёту Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот».
В 1938 году город Оренбург был переименован в город Чкалов (историческое название возвращено в 1957 году). Имя В.П.Чкалова носили Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков (ныне – Борисоглебская учебная авиационная база), Ташкентское авиационное производственное объединение (ныне – Ташкентский механический завод), Горьковский инженерно-строительный институт (ныне Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет), станция метро в Ташкенте (ныне станция «Дустлик»), улица в Москве (ныне Земляной Вал), крейсер Балтийского флота и танкер Черноморского морского пароходства (ныне утилизированы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *