Евгений Юрьевич ПУШКАРСКИЙ Генеральный директор АО «ЛИИ им. М.М. Громова» |
Дмитрий Анатольевич ВОЛОШИН Генеральный директор АО «Авиапром» Председатель ЦАК ЭА |
Василий Иванович АХРАМЕЕВ летчик-испытатель АО «ЛИИ им. М.М. Громова» |
В лётном деле много аббревиатур, но две из них, а именно ЛИИ и ШЛИ находят самый тёплый отклик в душе каждого человека, который связан с небом, так как они на десятилетия вперёд определяют облик российской экспериментальной авиации. Главное место экспериментальной авиации (ЭА) России — аэродром Раменское в г. Жуковском. Здесь базируются и ЛИИ, и ШЛИ, и летно-испытательные подразделения подавляющего большинства ОКБ авиационной промышленности, которые обеспечивают выполнение всех этапов летных испытаний, являющихся венцом в долгом процессе создания новой авиационной техники.
Лётно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М.М. Громова – государственный научный центр, на который с 1997 г. Правительством Российской Федерации возложена государственная функция научно-методического обеспечения работ, связанных с государственным регулированием деятельности в области экспериментальной авиации России. ЛИИ проводит опережающие лётные исследования и испытания экспериментальной и опытной авиационной техники, разрабатывает методы обеспечения безопасности, надёжности и эксплуатационной технологичности летательных аппаратов, их силовых установок и бортового оборудования, в том числе с использованием летающих лабораторий.
Одним из структурных подразделений ЛИИ, выполняющим государственную функцию по подготовке специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации для предприятий и организаций авиационной промышленности и таким образом определяющим качество работы всех летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации России, является Школа летчиков-испытателей (ШЛИ) им. А.В. Федотова. Это единственное учебное заведение в России, которое осуществляет первоначальную подготовку и повышение квалификации летчиков-испытателей и всех других специалистов ЭА по программам профессиональной переподготовки в соответствии с приказом Минпромторга России от 20.04.2018 г. №1570.
ШЛИ создана Постановлением Совета Министров СССР № 3604-1187с от 20 октября 1947 г. в целях организации подготовки высококвалифицированных летчиков-испытателей, необходимых научно-исследовательским институтам, опытно-конструкторским бюро и предприятиям авиационной промышленности.
Инициатором создания ШЛИ был выдающийся летчик-испытатель Михаил Михайлович Громов, возглавлявший в 1947 г. Управление летной службы Министерства авиационной промышленности СССР. По авторитетному мнению М.М. Громова, поддержанному ведущими авиационными специалистами и Правительством, профессия испытателя – это отдельная, отличающаяся особенной спецификой профессия, освоение которой должно проходить в специальном учебном заведении.
Цель создания ШЛИ — организация подготовки высококвалифицированных летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, ведущих инженеров по летным испытаниям и других специалистов-испытателей, инженеров по эксплуатации экспериментальных воздушных судов, необходимых летно-испытательным подразделениям научно-исследовательских институтов, опытно-конструкторских бюро, серийных и ремонтных заводов авиационной промышленности, и других предприятий и организаций – разработчиков авиационной техники.
Всего профессиональная подготовка в ШЛИ проводится по семи профилям:
1) Специалисты, входящие в состав экипажа пилотируемого воздушного судна:
— летчики-испытатели;
— штурманы-испытатели;
— бортовые инженеры-испытатели;
— бортовые техники-испытатели;
— бортовые механики-испытатели;
— бортовые радисты-испытатели;
— бортовые электрики-испытатели;
— бортовые операторы-испытатели;
— бортовые кино-, фото-операторы.
2) Специалисты, входящие в состав экипажа беспилотного воздушного судна:
— внешние пилоты-испытатели беспилотного воздушного судна;
— операторы-испытатели средств управления целевой нагрузкой беспилотного воздушного судна.
3) Специалисты, осуществляющие проведение испытаний парашютных систем в воздухе:
— парашютисты-испытатели.
4) Специалисты, осуществляющие управление полетами:
— руководители полетов;
— диспетчеры аэродромного диспетчерского пункта.
5) Специалисты, осуществляющие разработку и планирование мероприятий по обеспечению безопасности полетов и контроль за их реализацией:
— специалисты по безопасности полетов.
6) Специалисты, осуществляющие организацию и проведение испытаний:
— ведущие инженеры по летным испытаниям воздушных судов;
7) Специалисты, осуществляющие техническую эксплуатацию и техническое обслуживание воздушных судов — инженеры по эксплуатации:
— воздушных судов;
— авиационного оборудования;
— пилотажно-навигационного оборудования;
— радиоэлектронного оборудования;
— авиационного вооружения;
— десантно-транспортного оборудования и парашютно-десантной техники;
— системы бортовых измерений и обработке полетной информации;
— штатных средств объективного контроля и обработки полетной информации.
В течение года в ШЛИ проходят подготовку до 1000 различных специалистов экспериментальной авиации, которые по окончании курса обучения сдают квалификационные экзамены Центральной аттестационной комиссии экспериментальной авиации (ЦАК ЭА).
В текущем году отмечается 75-летний юбилей уникального и легендарного учебного заведения. За 75 лет своей работы Школа лётчиков-испытателей подготовила по программе основного набора 820 лётчиков-испытателей и штурманов-испытателей, 11210 авиационных специалистов экспериментальной авиации различного профиля прошли обучение на курсах повышения квалификации, которые дарят крылья сотням летательных аппаратов: опытных, только что вышедших из-под пера их художников в конструкторских бюро, и серийных, сошедших с заводского конвейера.
46 выпускникам ШЛИ было присвоено звание Героя Советского Союза, 45 – Героя Российской Федерации, 2 – Героя Социалистического Труда, а С.Е. Савицкая стала дважды Героем Советского Союза. 239 выпускников удостоены звания заслуженный лётчик-испытатель СССР (РФ), 23 – заслуженный штурман-испытатель СССР (РФ), 10 – заслуженный пилот СССР (РФ). Четверо выпускников Школы (С.Е. Савицкая, И.П. Волк, А.С. Левченко и Т.О. Аубакиров) совершили космические полёты.
Преподавательский состав, административный персонал и другие сотрудники Школы вот уже 75 лет упорно и не покладая рук, трудятся на благо нашего Отечества, выпуская в профессиональную жизнь лётчиков-, штурманов- и инженеров-испытателей. Благодаря им лучшие из летчиков и инженеров получают возможность присоединиться к смелой семье испытателей.
Богатейший опыт, наработанный за 75 лет существования Школы, позволяет утверждать, что невозможно говорить о решении задач в области авиационного обеспечения государства, поставленных современной мировой ситуацией, без устойчивого функционирования и поступательного развития кузницы кадров, каковой для экспериментальной авиации является ШЛИ.
Уникальные программы обучения, в основе которых лежит накопленный годами летно-исследовательский и испытательский опыт, крепкий костяк высококлассных преподавателей, обладающих не только лётными, но и научными компетенциями, позволяют готовить лётчиков-, штурманов- и инженеров-испытателей, в руках и умах которых — будущее отечественного самолёто- и вертолетостроения.
Сохранение отечественной школы подготовки кадров экспериментальной авиации относится к вопросам национальной безопасности государства. Необходимо принять срочные меры государственной поддержки для развития материально-технической базы Школы летчиков-испытателей как единственной отраслевой организации, осуществляющей подготовку летчиков-испытателей и других авиационных специалистов экспериментальной авиации, без которых невозможно создавать новую авиационную и аэрокосмическую технику.
Школа днём и ночью, в самые разные периоды истории нашей страны, среди которых бывали и сложные, передаёт свои знания, навыки и опыт новым поколениям лётчиков- и инженеров-испытателей, готовит высококвалифицированные кадры для российской экспериментальной авиации. С такими профессионалами своего дела России по плечу любые невзгоды.
Теоретические дисциплины в ШЛИ преподают научные сотрудники ЛИИ и других организаций авиационной промышленности, базирующихся на аэродроме ЛИИ и в г. Жуковском.
Практическую подготовку слушателей ШЛИ ведут работающие в ЛИИ опытные летчики—испытатели и штурманы-испытатели — инструкторы.
Существование и развитие авиационной промышленности без экспериментальной авиации невозможно, а деятельность экспериментальной авиации должна соответственно обеспечиваться кадрами специалистов-испытателей.
На протяжении всей истории российской авиации лётчики-, штурманы- и инженеры-испытатели находятся в авангарде её развития. На их плечах лежит высочайшая ответственность – именно благодаря их навыкам и умениям на крыло вставали новые гражданские и военные летательные аппараты, и с каждым новым первым полётом укреплялся престиж, экономика и обороноспособность нашей России.
Повысить эффективность подготовки летчиков-испытателей и другого авиационного персонала экспериментальной авиации в целях повышения эффективности и безопасности летных испытаний новых образцов перспективной авиационной техники в условиях сокращения сроков проведения испытаний и комплексирования программ в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, а также в интересах перспективного развития и безопасности полетов всех видов авиации России (экспериментальной, гражданской и государственной) помогут следующие меры, которые предпринимает сегодня
руководство ЛИИ и ОАК:
— модернизация тренажерной базы и самолетного парка учебных воздушных судов, в том числе беспилотных, для обучения слушателей ШЛИ в рамках программы ГП ОПК;
— разработка и внедрение механизма отбора летного состава в частях ВВС и авиакомпаниях для обучения в ШЛИ им. А.В. Федотова в интересах летных испытаний в экспериментальной авиации и подготовки слушателей в ШЛИ на основе государственного заказа, предусматривающего распределение подготовленного летно-испытательного персонала в организации экспериментальной авиации с компенсацией ими затрат на подготовку государству;
— разработка предложений о необходимом количестве летно-испытательного состава и о порядке ценообразования на подготовку специалистов в ШЛИ, исходя из производственной необходимости ПАО «ОАК», «Вертолеты России» и других заинтересованных организаций;
— организация разработки и согласование с Росавиацией программ подготовки пилотов гражданской авиации по методикам предотвращения попадания и вывода воздушных судов из сложных ситуаций и сваливания.
Подводя итоги, хочется сказать, что Школа летчиков-испытателей имеет не только легендарное прошлое, но и яркое, трудовое будущее. Сама жизнь определила ее место в развитии отечественной авиации. И какие бы тенденции ни существовали на этом пути, человек будет летать, новые самолеты будут рождаться, а испытывать их и давать им путевку в небо будут профессионалы высокого уровня, подготовленные в Школе.
Испытатели – сильные и крепкие духом родители новых крылатых машин. Но испытателями не рождаются, ими становятся – в стенах Школы лётчиков-испытателей. Опыт Школы бесценен. Это стратегический ресурс России.
«Крылья Родины» 9-10.2022