На окраине Тверской области (Торжок)

Единственный вертолетный музей России

Ми-24 в ТоржкеВ 200 километрах от Москвы, в небольшом провинциальном городе Торжке Тверской области, находится единственный в России, правда, ведомственный музей вертолетов.
Авиационная техника собрана на территории Центра боевого применения и переучивания летного состава (ЦБПиПЛС) армейской авиации, в настоящее время входящего в состав ВВС России.
Начиная с 1950-х гг., здесь проходили войсковые испытания практически все образцы вертолетов, создаваемые знаменитыми КБ М.Л. Миля, Н.И. Камова и А.С. Яковлева. Этому способствовало и базирование рядом вертолетных частей. Сам Торжок, насчитывающий тысячелетнюю историю, больше представляет интерес для туристов, и вертолетный музей оставляет у них максимум впечатлений.
Авиационная история Торжка, если не считать полевого аэродрома в районе улицы Энгельса в годы Великой Отечественной войны, началась в 1947-м, когда туда перебазировали 45-й отдельный учебно-тренировочный планерный полк. Вплоть до 1952 г., готовя планеристов-инструкторов, 45 оутпп поэтапно перевооружался на вертолеты Ми-1 и Ми-4. В 1955–1956 гг. после передислокации в Торжок из Теплого стана (Подмосковье) 6-го учебно-тренировочного центра ВВС и его реорганизации, началось формирование двух военно-транспортных вертолетных полков на Як-24, дошедшего до наших дней лишь в единственном экземпляре и экспонирующегося в подмосковном Монино. В дальнейшем один из них вошел в состав Северной группы войск (Польша), а второй — уже 50 лет дислоцируется на торжокской земле.
С формированием в 1979 г. ЦБПиПЛС в авиационную историю Торжка была вписана новая страница.
Центр приобрел известность в области исследования и расширения боевых возможностей винтокрылых машин.
Учитывая российские реалии, необходимо отметить, что расположение вертолетного музея на территории действующей воинской части сыграло важную роль в сохранности вертолетов всех типов вертолетов, находящихся там. Легко представить, что бы от них осталось, на примере Национального авиамузея на Ходынке в Москве, где вандализм приобрел ужасающие масштабы.
Благодаря решению и усилиям командования и офицеров Центра, Россия имеет теперь масштабное собрание образцов вертолетной техники, представляющее огромный интерес и свидетельствующее о национальных достижениях страны в этой области авиационной техники. К сожалению, все вертолеты музея находятся на площадке, под открытым небом, что мало способствует сохранению их лакокрасочного покрытия, имеется лишь небольшой металлический ангар для двигателей и стендов по истории Центра и развитию вертолетостроения в России…
Экспозицию музея открывают два первых крупносерийных и всемирно известных вертолета Ми-1 и Ми-4
конструкции М.Л. Миля. На протяжении более чем трех десятилетий эти винтокрылые машины эксплуатировались на бескрайних просторах нашей страны и зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Каждый из них имел множество модификаций для решения различных задач. Участвовали они и в послевоенных авиационных парадах, поражая зрителей своими возможностями.
На музейной площадке расположены также вертолеты Ми-2, Ми-8 и Ми-24А. Ми-2 — легкий вертолет, созданный в 1960-х гг. для замены Ми-1, строился серийно по лицензии в Польше и также получил широкое распространение в мире. Машина того же поколения Ми-8 значительно превзошла своего предшественника Ми-4 и стала самой массовой в истории вертолетостроения. Ми-8 строится и по сей день и стал основой не только многочисленных модификаций, но и новых машин.
Ми-24А стал первым в мире серийным транспортно-боевым вертолетом. Идею создания винтокрылой машины, способной не только доставлять десантников, но и поддерживать их огнем мощного бортового оружия, выдвинул и впервые реализовал М.Л. Миль. Благодаря удачным техническим решениям Ми-24 в различных модификациях заслужил славу надежной боевой машины, широко применяется в военных конфликтах во многих уголках земного шара.
Он и сейчас состоит на вооружении ВВС России и многих стран мира. В экспозиции музея присутствуют и его модификации: Ми-24Д и Ми-24В. Работа же по его совершенствованию продолжается.
Вертолеты Ми-6, Ми-10 и Ми-26 показывают линию развития винтокрылых машин тяжелого класса, в котором Россия остается мировым лидером.
Создание подобных машин потребовало решения отечественными конструкторами сложнейших технических проблем. Множество мировых рекордов, установленных на этих вертолетах, яркое подтверждение тому.
Ка-25 и Ка-27 — результат работы ОКБ Н.И. Камова, использование соосной схемы обеспечило этим машинам исключительные летные данные, что определило их массовое применение в Военно-морском флоте не только России, но и других стран. Ка-27 также послужил основой для создания ряда модификаций, которые и сейчас находятся в строю.
Каждый музей стремится иметь «звезду» в своей экспозиции, есть она и в Центре — это Ми-18, глубокая модификация знаменитого Ми-8. Работы над этой машиной велись в 1977 г., главные конструктивные отличия от «восьмерки» — удлиненная на метр грузовая кабина и убирающееся шасси, что позволило увеличить его вместимость и скорость полета. Характерные для Ми-8 подвесные боковые топливные баки убрали в подпол грузовой кабины, увеличили жесткость фюзеляжа и снизили уровень вибраций вертолета. Справа находилась дополнительная сдвижная дверь. Планировалось применить новые стеклопластиковые лопасти, высотные двигатели и радиолокатор. Но наступила перестройка и решили, что не стоит не глубоко модернизировать удачную и заслуженную машину Ми-8, а сосредоточиться на создании нового вертолета Ми-38.

Виктор ДРУШЛЯКОВ
«Авиапанорама» №3 2006

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *