Рожден, чтоб сказку сделать былью

В год 45-летия первого полета человека в космос хотелось бы вспомнить об одном удивительном человеке, непосредственно причастном к этому историческому событию, о бывшем директоре завода «Прогресс» Анатолии Алексеевиче ЧИЖОВЕ.

Он руководил ныне широко известным предприятием в те времена, когда о подобных «почтовых ящиках» не то что громко, а вообще говорить было не положено. И, тем не менее, Анатолий Алексеевич – это человек-легенда…

А.А. Чижов пришел на завод после окончания института и начал трудовую биографию в должности мастера. Благодаря природному трудолюбию и прочным знаниям, быстро дорос до начальника цеха и был направлен на филиал завода – космодром Байконур его руководителем.

На родное предприятие (уже в должности директора завода) он вернулся из… Москвы, где к тому времени занимал должность главного инженера главка.

А.А. Чижов – личность, безусловно, неординарная. Мне удалось поработать под руководством этого удивительного человека, жаль, что недолго.

Это было время, когда развернулась сильнейшая конкурентная борьба за приоритеты в космосе, до международного сотрудничества в космосе, до МКС было еще ой как далеко.

Помнится, к нам на завод приезжал начальник главка Ю.Н. Коптев (будущий начальник «Росавиакосмоса») и попросил собрать в актовом зале весь костяк завода – от начальников цехов и отделов до бригадиров. Суть его выступления запомнил очень хорошо. Он коротко рассказал о противостоянии в космосе Советского Союза и американцев (речь шла о многоразовых кораблях), затем очень откровенно признал: «Это изделие, кроме вас, куйбышевцев, изготовить никто не сможет. Скажите, что вам нужно для того, чтобы вы выполнили это задание страны в установленные сроки. Скажите, что вам нужно».

Затем выступил А.А. Чижов и подтвердил высокий профессионализм заводского коллектива. За этот профессионализм он как директор боролся неустанно. Даже в тяжелые для предприятия дни, начавшиеся после перестройки, он не разрешал брать заказы от других организаций, чем вызывал недовольство многих заводчан. Он не хотел, чтобы на «леваках» люди теряли свое годами отшлифованное мастерство. В то же время он заставлял своих финансистов брать кредиты в банках на любых условиях, лишь бы выплачивать зарплату. Чижов был уверен: «Так долго продолжаться не может» — имея в виду отсутствие заказов от государства. Завод «Прогресс» — одно ненемногих предприятий, где работникам при вынужденных отпусках оплачивали 2/3 заработной платы, на большинстве других предприятий вынужденные отпуска не оплачивались вовсе.

Руководить заводом А.А. Чижову пришлось в период, когда наряду с выпуском привычной оборонной продукции завод должен был провести реконструкцию для изготовления элементов многоразового корабля «Буран». О важности и сложности развернувшихся работ говорит хотя бы такой факт: каждые полтора месяца на завод для проведения оперативных совещаний приезжали начальник «Главспецстроя» В.В. Мартынов и заместитель министра «Общемаша» В.Н. Сошин. Приезжали на завод для оказания помощи тогдашний министр О.Д. Бакланов и начальник военно-промышленной комиссии Л.В. Смирнов (кстати, такая комиссия решением правительства недавно создана вновь). Приезжал и министр обороны Д.Ф. Устинов.

И завод буквально обновился. Чего стоит один только испытательный корпус завода, где в испытательных стендах достигаются космические температуры.

Строители и заводчане справились с заданием страны, советский космический челнок «Буран» совершил свой полет, и нет вины завода в том, что он был единственным.

Но что интересно: одновременно с производственным строительством по личной инициативе А.А. Чижова велось проектирование и строительство также подсобного сельского хозяйства в Богатовском районе (не забывайте, это были времена, когда на полках в магазинах лежала только пыль). Подсобное сельское хозяйство завода с поселком из коттеджей, детским садом с бассейном, животноводческим комплексом, комбикормовым цехом, с посевными площадями, которые раскидывались даже на соседние районы области, не развалилось и продолжало работать даже в те не лучшие для села времена, когда обанкротились многие колхозы и совхозы.

Хозяйственным способом завод при А.А. Чижове вел и жилищное строительство. В те годы сдавали в эксплуатацию до 20 тысяч квадратных метров жилой площади в год, до 700 заводчан справляло новоселье.

В те же годы на территории завода был построен цех по производству одноразовых шприцев.

Его рабочий день начинался в 8 часов утра, а заканчивался не ранее 9 часов вечера. Он лично вникал в решение всех заводских вопросов и был инициатором многих дел, проводя по нескольку совещаний. Каждая суббота для него была таким же рабочим днем, как и… воскресенье. В «дни отдыха» он либо обходил заводские цеха, либо ехал в подсобное хозяйство, либо в какую-нибудь из заводских здравниц.

Даже обед и ужин его всегда проходили в заводской столовой, жил-то он в заводской гостинице на поляне им. Фрунзе, и не было у него ни квартиры, ни собственной машины, ни дачи.

Не все его действия и выступления до нас, руководителей среднего звена, «доходили» сразу. Например, на совещании с участием О.Д. Бакланова и Л.В. Смирнова он вдруг поставил вопрос о переводе Безымянской ТЭЦ с угля и мазута на газ. Нам казалось, надо говорить о том, что с трудом выделяются площадки под строительство жилья… А он сразу такой вопрос – на перспективу… Или о строительстве метро в спальные микрорайоны, параллельно проспекту Кирова, откуда едет практически весь рабочий класс Безымянской промзоны. Метро вопреки его мнению построили под прямым углом к спальным микрорайонам – в сторону центра города, откуда на заводы и тогда-то ехало совсем не много работников. И вот сегодня метро загружено только за счет рынков – Кировского, Птичьего, а транспортная проблема для заводов Безымянки осталась. И будет только острее, когда заводы заработают вновь на полную мощь.

Я как строитель вспоминаю о вопросах строительства и реконструкции завода, которые легли тогда на плечи А.А. Чижова. Но это были, конечно же, не главные вопросы, над решением которых работал заводской коллектив. Главными вопросами, естественно, были вопросы космические, предприятие продолжало изготавливать и запускать аппараты в космос, продолжало выпуск серийной военной продукции, несмотря ни на какие проблемы.

По существующему положению на каждом запуске космического аппарата с экипажем должен присутствовать и первый руководитель завода или главный инженер. Почти на каждый такой запуск на Байконур вылетал А.А. Чижов. Тогда не разрешалось заранее оповещать о запуске космического аппарата с экипажем, но мы уже знали: если Чижов улетел на Байконур, значит, будет произведен запуск аппарата с экипажем на борту.

Анатолий Алексеевич Чижов – Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов и медалей Советского Союза и России, избирался депутатом Верховного Совета СССР. Конечно, он был строгим руководителем, он бывал и диктатором, но тогда нельзя было иначе. Да, он многих освобождал от занимаемых должностей, но… никогда не выгонял, а направлял в отдел кадров для определения на другую, посильную работу.

Ныне А.А. Чижов – пенсионер, проживает с семьей в Москве, пишет мемуары.

С.Е. КОВШОВ

Газета «Волжская Коммуна»

12.04.2007

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.